Газета,
которая объединяет

«К счастью надо готовиться»

Воронежская писательница и судья – о творчестве как о психотерапии
Рубрика: Культура№31 (2585) от
Автор: Ольга Бренер

С Ириной Соляной довелось познакомиться почти 10 лет назад. Я писала статью о молодой маме, подавшей в суд на райбольницу Калача, где ее новорожденная дочка заразилась синегнойной палочкой.

Местный юрист Ирина Соляная помогла тогда разглядеть ситуацию не только с позиции защиты прав пациента, но исходя из более сложных социальных и психологических коллизий: молодая девушка без мужа, без особых средств к существованию встала на защиту здоровья своего ребенка, а также не побоялась отстоять свое достоинство в незыблемой системе уездного города, включая местные нравы и круговую поруку. Складывался почти литературный сюжет.

Другое явление

Поэтому я не слишком удивилась, когда спустя несколько лет Ирина Соляная – уже судья Калачеевского районного суда – начала писать повести и рассказы, публиковаться в известных российских журналах, брать литературные премии и вообще все более уверенно и ярко завоевывать свое место среди имен современных российских писателей. По аналогии с «воронежским Джеком Лондоном» Вячеславом Дегтевым Ирину Соляную уже можно было бы называть «воронежским Шукшиным» – и все-таки это несколько другое явление. Соляная не состоит ни в одном профессиональном писательском союзе, занимает должность судьи Калачеевского районного суда, а повести и рассказы пишет в свободное от работы время. Этой весной вышел первый сборник ее произведений – «Недолюбленные».

Встреча с Ириной Соляной стала не просто встречей с писателем, но психотерапевтическим мастер-классом: как выйти из зоны бытового комфорта, общественных стереотипов навстречу своей самой сумасшедшей мечте? Как начать ее осуществлять и где на все это найти время?

О мечте

– Я знаю многих людей, которые начинали писать, но встретили жесткую критику и решили: ну, меня никто не поймет и не примет, я безумный самозванец, возомнивший о себе незнамо что. Так они хоронили в столе свои вещи и складывали крылья. Но вот я – живой пример того, что в жизни всегда нужно делать исключительно то, к чему лежит душа. Да, вокруг молодые и рьяные, а у тебя – работа юриста, семья, двое детей, пожилые родители, какие-то уже болезни. Но ты все равно решаешься и начинаешь осуществлять мечту детства. А писать я начала именно с детства – придумывала невероятные истории, какие-то нелепые сюжеты с завирательными идеями. Эта потребность тянулась через много лет, но впервые я приступила к осо­знанной системной работе с текстом лишь в 41 год. Но если есть дерзкая мечта выйти за рамки привычного – рутины, должности, в общем, превзойти себя и сделать что-то невероятное – надо начать делать уже сегодня. Это чувство победы над собой проживается одинаково ярко и в 18, и в 45, и в 80 лет.

О «Недолюбленных»

– Название моего сборника «Недолюбленные» – конечно, отчасти спекулятивно, предназначено для удара в болевую точку. Каждый испытывал это состояние недолюб­ленности хотя бы в банальной ситуации безответной любви. Но вот о безответной любви в этом сборнике нет ни одного произведения. А есть – о людях, которые недолюблены обществом, отверг­нуты семьей, выброшены за борт жизни и теперь каким-то образом пытаются нащупать свою линию судьбы. Когда я сборник составляла и перечитывала свои рассказы, то на меня даже накатила депрессия: зачем я вообще затронула эту тему? Но – поняла: главный смысл всех негативных эмоций, которых хватает с избытком каждому из нас, – в их правильном проживании. В умении переступить через все это, «родом из детства», и найти в себе силы начать жить сначала.

О жертвах

– Сборник открывается рассказом «Сами вы жертвы». Мне как судье приходится рассматривать в том числе дела, где подсудимые – лица, совершившие насильственные действия против детей. За восемь лет судейской работы таких людей через мои процессы прошло много. И я обнаружила парадоксальную ситуацию: наши законы сформулированы так, что защита интересов в ходе процесса предоставляется только подсудимому. А вот жертва, хоть формально и защищена – прокуратурой, правом на возмещение морального вреда и даже работой психолога – но по большому счету остается наедине со своей травмой. Поэтому дети часто просто стараются забыть о случившемся. Но государство в лице следствия снова и снова вызывает ребенка, уточняет какие-то детали: где стоял насильник? Что он тебе говорил? Приезжал ли к тебе потом снова? Что тебе потом сказала мама? Часто этими вопросами вреда ребенку наносится больше, чем тем самым негодяем. Героиня моей книги Рита Кулешова – такая жертва. Она всем пытается объяснить: это мое детство, мое уже прошлое, и оставьте меня в покое! Но взрослые каждый раз возвращают ее в это состояние переживания травмы. И только очень сильный толчок, одно жизненное обстоятельство помогло ей осознать, что она не жертва, а личность, имеет право выбора и сама уже может принести кому-то пользу.

О сломе стереотипов

– Мой любимый рассказ в сборнике – «Первым делом самолеты» тоже вдохновлен случаем из судебной практики. Я рассматривала пенсионный спор, полагая, что в таких процессах меня уже ничем не удивишь. Но на суд приходит истец – красивый высокий таджик 65 лет и начинает говорить на прекрасном русском языке. Он всю жизнь работал бортпроводником авиакомпании «Узбекские авиалинии», свободно говорит на шести иностранных языках, облетел весь мир, преподавал в летной школе. А потом после одного госпереворота, когда начали арестовывать и сажать представителей гражданской и военной авиации, уехал с семьей в Россию. Без вещей, денег и документов. Живет в далеком селе и работает чабаном на хозяина, пасет овец. Хотя пасти не умеет, а жена не умеет печь хлеб в тандыре. Они к этому совершенно не приспособлены, но пытаются делать, потому что остались вообще без копейки. Этот человек сломал все стереотипы о таджиках, которые «улицы метут», и за полчаса излечил меня от всего накопленного снобизма. Пенсия ему была назначена, но главное – мне удалось перенести этот слом стереотипов в свой рассказ.

О потайной дверце времени

– Откуда я со своей загруженностью судьи беру время на писательство? Из волшебной комнаты. Открываю потайную дверь и забираю ровно столько, сколько нужно. Это магический процесс, который происходит по утрам перед уходом на работу, на выходных и в отпуске. Рацио­нальная составляющая этой магии – мой полный отказ от телевизора. Все новости просматриваю только в интернете. Еще один ресурс «волшебной комнаты» – никаких спонтанных «заворотов в кафешки». Все встречи планируются заранее и расписаны в ежедневнике. Так я подарила себе драгоценный кусок жизни. Ведь когда тебе уже 46, то чувство цейтнота становится все острее, и надо успеть все, ко всему подготовиться. Подготовиться к тому, что однажды начнет везти и судьба подарит самые заманчивые предложения. И вот к этому моменту важно не оказаться со сложенными крыльями. С запущенной внешностью, с недостроенным домом или с ненаписанными рассказами. Нельзя так, чтобы счастье к вам пришло – а вы не готовы.