Газета,
которая объединяет

Чуток отскочили

Что происходит с ценами на фоне падения спроса и укрепления курса рубля
Рубрика: Экономика№30 (2584) от
Автор: Виктор Некрасов

После резкого скачка цен в марте торговые сети начали переписывать ценники в обратную сторону, сообщила «Российская газета» со ссылкой на данные Росстата. Ноутбуки и планшеты уже подешевели почти на четверть, а стиральные порошки – на 15%. Причина – падение спроса и укрепление рубля. Однако производители пока не готовы серьезно снижать цены: стоимость сырья, упаковки, логистики продолжает расти.

Яйца не показатель

По данным Росстата, в первую неделю апреля рост цен на большинство товаров сильно замедлился, а на некоторую продукцию цены заметно снизились. Например, ощутимо подешевели помидоры (5,3%) и огурцы (5%). Хотя в это время года овощи, наоборот, сильно растут в цене: свой урожай закончился, в магазинах остается дорогой импорт. Даже импортные бананы за неделю подешевели на 4,8%. Эксперты говорят о падении стоимости кабачков, баклажанов практически в полтора раза. Сахар, который сметали с полок еще пару недель назад, почти перестал дорожать: рост составил 0,9% против 5,8% неделей ранее, а до этого – более чем на 10% за 7 дней.

На 18 апреля недельная инфляция продолжила замедляться и составила 0,2% (после 0,66% неделей ранее), рассказали в Минпромторге. Цены на непродовольственные товары начали снижаться, темпы роста стоимости продуктов упали с 0,9% до 0,5%.

По данным Федеральной налоговой службы, практически по всем товарам объемы продаж сократились как по отношению к предыдущей неделе, так и к середине февраля (до начала повышенного спроса), говорят в Минпромторге. Повышенный спрос наблюдался разве что на куриные яйца, но это было обычным явлением в преддверии Пасхи.

О стабилизации спроса на многие товары «Российской газете» рассказали в «Магните», «Ленте» и других сетях. Например, существенное снижение цен Ozon отмечает в электронике и товарах повседневного спроса. На 22% дешевле стали ноутбуки и планшеты. Товары повседневного спроса, среди которых особенно популярны средства для стирки и личной гигиены, в среднем подешевели на 15%.

Пока не до акций

На фоне снижения спроса поставщики вынуждены в том числе отказываться от проведения промоакций. По данным NielsenIQ, с начала 2022 года к 20 марта в 59% категорий товаров скидки сократились до пяти процентных пунктов, в 13% – на 5-15 процентных пунктов.

Тем не менее «Магнит» «ведет переговоры с поставщиками о снижении закупочных цен, а также обсуждает с партнерами возвращение скидочных и промоакций», сообщили в компании. В «Ленте» тоже утверждают, что «продолжают работать с партнерами над лучшими предложениями». Впрочем, многие игроки отложили инвестиции в промо на осень.

Российские производители уже больше месяца работают себе в убыток, говорит зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Сырье, логистику и другие расходы производители оплачивают по новым (возросшим) ценам. Между тем оплату от торговых сетей за эти же заказы поставщики получают через месяц после продажи товаров с полки и по старым ценам. Торговые сети до сих пор не в полной мере скорректировали цены после произошедшего ранее изменения курса валют. А стоимость сырья, транспорта и многого другого, несмотря на укрепление рубля, не снизилась либо продолжает расти, подчеркивает Леонов.

Мораторий
на штрафы

Дмитрий Леонов говорит, что ситуация пока сложная и даже может привести к дефициту отдельных товаров, если сети не согласятся на предложения поставщиков по стабилизации ситуации. Среди них – мораторий на штрафы, сокращение сроков рассмотрения изменения цен, снижение периода отсрочки платежа и другие.

Недавно заместитель председателя Госдумы Алексей Гордеев обратился в Минпромторг, также предложив временно сократить срок оплаты поставленной продукции (с одного-двух месяцев до 5-10 дней в зависимости от срока годности товара). Это позволит избежать перебоев с поставками. Из-за нарастающего санкционного давления большинство предприятий сейчас работают в условиях неопределенности. В Госдуму поступают обращения производителей продуктов, которые столкнулись с подорожанием оборотных средств. При этом им нужно обеспечить бесперебойную работу, ритмичность поставок в торговые сети, сохранить рабочие места и стабильность цен, пояснил депутат.

Минпромторг рекомендовал торговым сетям объявить мораторий на применение штрафных санкций в отношении поставщиков продуктов, рассказали «Российской газете» в ведомстве. Конкретные изменения в политике штрафов, пересмотра цен, а также сроков оплаты торговые сети будут принимать самостоятельно.

Однако в министерстве скептически отнеслись к предложению сроков оплаты за поставки. Чаще всего торговые сети на отдельно взятую категорию товаров имеют несколько заключенных договоров поставки с различными поставщиками. Сокращение сроков оплаты продовольственных товаров первой необходимости «приведет к необходимости одновременной оплаты по множеству договоров по целому ряду товарных категорий, что неизбежно приведет к оттоку денежных средств у торговых сетей», считают в Минпромторге. Платить быстро по каждому договору не представляется возможным, так как значительная часть средств также обеспечивает операционную деятельность торговой сети. Все это может вызвать сбой в работе торговых сетей, считают в Минпромторге.

В торговых сетях уверяют, что готовы идти на уступки поставщикам. В «Ленте» говорят о пересмотре политики штрафов за недопоставку товаров, сокращения сроков изменения закупочных цен и оплаты товаров для добросовестных партнеров. Это защитит потребителя от резкого скачка розничных цен и снижения качества продукции.

В «Магните» рассказали, что не применяют штрафы к парт­нерам при невозможности исполнения ими своих обязательств из-за форс-мажора, в том числе экономического характера. Ретейлер готов отказаться от штрафов, если 90% поставок выполнено без нарушений обязательств. Также сеть вполовину уменьшает размер штрафа, если просрочка поставки товаров со сроком годности более 30 дней не превышает пяти рабочих дней. Послабления пока действуют до 17 июня 2022 года.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

 Компания «М.Видео-Эльдорадо» сообщила, что собирается закрыть неэффективные магазины и сократить инвестиции в будущем. «В отношении розничной сети мы ведем переговоры с арендодателями по оптимизации аренды и закрытию ряда неэффективных магазинов, не исключаем сокращения инвестиционной программы в дальнейшем», – сказано в сообщении.

В ТЕМУ

В этом году перед Пасхой, когда традиционно россияне благоустраивают могилы, спрос на мемориальные услуги сократился на 80%. Причина – в двукратном росте цен на такие работы из-за подорожания основных материалов, особенно гранита. Кроме того, увеличились сроки его поставок до трех месяцев. Участники рынка отмечают, что в апреле на треть также подорожали похороны.