На задней скорости
На всех не хватает
Когда последний год все писали, что машин мало, мы еще и не знали, что такое дефицит. Тогда было изобилие, дефицит – сейчас. Почти все автобренды (кроме китайских) заявили о приостановке поставок в Россию машин и запчастей. Прекратили работу (пока что с формулировкой «временно») почти все заводы. Новым автомобилям взяться просто неоткуда. В салонах только старые запасы, которых мало, и цены на них установлены в расчете на людей, которые будут брать технику за любые деньги.
Дело не только в санкциях – ограничение тут лишь одно: на импорт машин из Европы и Японии дороже 50 тыс. евро. Для рядовых автовладельцев это не проблема – даже в благополучные годы мало кто мог себе позволить такие автомобили. В остальном запретов нет, но мировые производители или сами не хотят продолжать работу, или не могут из-за застопорившихся поставок компонентов и запчастей. Даже если у бренда есть завод в России, то его нужно снабжать комплектующими и запчастями, а когда все затормозилось, это делать очень сложно. Китайцы понемногу ввозят, но объемы невелики, да и цены они подняли вместе с другими (а иногда даже более круто). Вполне объяснимо – ничего личного, только бизнес.
Отечественное из импорта
А что же АвтоВАЗ? Как и все – отправил сотрудников в отпуск и остановил конвейер. Подсчеты говорят, что даже в самой локализованной тольяттинской модели Lada Granta – 45% импортных компонентов, в обеих Niva – около половины. Как же так, ведь это древние и очень дешевые машины, которые разрабатывались еще до прихода на завод Renault и с опорой на местных поставщиков? А вот так – за годы выпуска комплектовщики постепенно переходили на импортные запчасти. Не потому, что была такая установка, а потому что это было выгоднее по соотношению цена/качество.
Но при этом в стране хотя бы есть производители, которые когда-то выпускали запчасти для Granta и Niva. Потом завод от них отказался, они начали работать на вторичный рынок, но в условиях санкций и ограничения поставок АвтоВАЗ наверняка предложит им сотрудничество. Этим Granta и Niva принципиально отличаются от других вазовских моделей – на них хотя бы есть нужные отечественные аналоги и к ним можно вернуться. С Vesta и Largus гораздо сложнее – некоторых позиций по ним в стране не выпускают в принципе, поэтому пока о массовом выпуске этих машин речи нет.
Переход на отечественные комплектующие – это хорошо или плохо? Хорошо в том смысле, что позволит наладить выпуск, причем потенциально в больших объемах. В условиях дефицита мощный поток машин позволит хоть как-то нормализовать ситуацию и скинуть цены. Плохо – это удар по и так невысокому качеству самых проблемных моделей завода. АвтоВАЗ же не от хорошей жизни в свое время отказывался от отечественных поставщиков. Качество импортозамещенных машин наверняка будет ниже.
Операция «Упрощение»
Но если металлические и пластмассовые запчасти в России худо-бедно выпустить могут, то вот с электронными компонентами просто беда – нет таких компетенций. Эту проблему пытаются решить оперативными поправками в технический регламент, то есть на законодательном уровне снижают требования к автозаводам.
Во-первых, разрешили не ставить систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Чипы для приемников российской спутниковой системы у нас делать так и не научились. Все блоки, которыми пользуется сегодня автопром – из иностранных компонентов. Машины без «ЭРА-ГЛОНАСС» – минус одна головная боль производителю. Потребители только за – толку от «ГЛОНАСС» немного.
Во-вторых, теперь можно не ставить антиблокировочную систему тормозов (ABS). Система ABS с 2017 года является обязательной для установки во все новые российские автомобили. И все бы ничего, да вот только блоки для нее выпускает фирма Bosch, российских аналогов за это время не появилось. Машины без ABS – это уже минус, все-таки система обязательной была не случайно, она влияет на безопасность.
В-третьих, перейти на экологический уровень «Евро-2». Это вишенка на торте – откат в чистоте выхлопа до уровня середины 2000-х годов. В последние годы обязательным для использования стал стандарт «Евро-5», но ему сложно соответствовать. «Евро-2» позволит отказаться от части контролирующих выхлоп электронных компонентов, использовать более дешевые блоки управления и вернуться на механический привод дросселя вместо электронной педали газа. И Granta, и Niva в свое время уже имели версии «Евро-2», осталось только достать нужные чертежи с пыльных полок.
Вот так на уровне законодательных поблажек и вырисовываются контуры будущего автопрома. Добавим сюда сильное сокращение комплектаций. Сложные мультимедиа, камера заднего вида, климат-контроль, круиз-контроль, подушки безопасности – всего этого не будет, потому что это дефицитная электроника, к тому же – не российская. Но одна хорошая новость есть – кондиционер в машинах, скорее всего, получится сохранить, ведь это система с механическими компонентами, которые у нас сделать смогут.
Очень сомнительно, что иностранные производители начнут массово переделывать модели по таким лекалам, им проще совсем свернуть производство, а вот АвтоВАЗ и УАЗ так делать будут – для них закон и писался. Пока речь идет о тольяттинских Granta, Niva и ульяновских «буханках» и «хантерах».
Что в выхлопе?
Не очень приятно осознавать, что вероятное будущее нашего автопрома – это небезопасные и устаревшие модели с очень скромным выбором и в минимальных комплектациях. Но пока имеем что имеем, все-таки плохо ехать лучше, чем хорошо идти. Поток «антисакционных» машин АвтоВАЗ обещает наладить ближе к июню. Будут ли такие машины дешевыми? Сомневаемся: отечественные запчасти, как показывает практика, не сильно-то и дешевле, да и смена производственных цепочек увеличивает себестоимость для завода. Если Granta и Niva удержатся в диапазоне 800-900 тыс. руб. в базовых комплектациях, уже будет неплохо (топ-версии – в районе миллиона). Можно сколько угодно говорить, что они таких денег не стоят: когда выбора нет, придется радоваться и таким ценам. А чтобы дотянуть до поступления в продажу хоть каких-то массовых автомобилей, сейчас самое лучшее – беречь те машины, которые есть.