Газета,
которая объединяет

Большая опера и танцы под дождем

Какие воронежские постановки претендуют на премию «Золотая маска»
Рубрика: Культура№79 (2540) от
Автор: Ирина Лазарева

Одни решат, что это культурная монополия, другие поспорят, заявив, что ничего более достойного в Воронеже нет. Три спектакля и перформанс, получившие жизнь на театральных подмостках столицы Черноземья, номинированы на национальную театральную премию «Золотая маска» – 2022, и каждый из них так или иначе связан с именем Михаила Бычкова…

В этот раз на престижную награду претендуют театр оперы и балета, Камерный и Никитинский театры.

МОДНОЕ И БЕССМЕРТНОЕ

Когда премьера оперы «Свадьба Фигаро» «гремела» на Платоновском фестивале искусств на языке оригинала, уже было понятно, что номинация на «Золотую маску» обеспечена. Театр оперы и балета реконструировать намерен не только здание, но и художественный вектор. Назначенный недавно худруком Александр Литягин фонтанирует идеями и свежими мыслями, и его решение о постановке «Свадьбы Фигаро» – попытка сделать оперное искусство в Воронеже снова модным.

К воплощению шедевра Моцарта пригласили режиссера Михаила Бычкова, а тот в свою очередь, приурочив событие к Платоновскому фестивалю, на ведущие партии – артистов музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) и Большого театра, а также главного дирижера МАМТ Феликса Коробова. За сценографию в этой постановке отвечал художник Алексей Вотяков, уже имеющий «Золотую маску». Словом, «упаковали» все грамотно: бессмертная музыка, итальянский язык, громкие имена – и все это есть в постановке Михаила Бычкова, дебют которой состоялся на Платоновском фестивале.

Оперная постановка, надо сказать, действительно получилась яркой для воронежского театра: Бычков предлагает к просмотру драматический конфликт в голосовой реализации, с помощью современной сценографии показывает нюансы всей палитры человеческих чувств.

На «Золотую маску» претендуют обе приглашенные солистки – Екатерина Лукаш, исполнившая партию Керубино, и Наталья Петрожицкая (графиня Розина); приглашенные дирижер и художник, ну и, конечно, Михаил Бычков.

Еще один спектакль и перформанс – также участники Платоновского фестиваля искусств. «Двенадцатую ночь» по Шекспиру в Никитинском театре тоже впервые давали в рамках форума искусств. Спектакль претендует на победу в трех номинациях – режиссура, костюмы и «спектакль малой формы». Кстати, и тут все имена «приглашенные» – режиссер Юрий Муравицкий и художник по костюмам Ваня Боуден.

Но это и вправду хороший спектакль, оторванный от привычных канонов, каждый раз удивляющий зрителя благодаря своей форме. Артисты в нем играют в песочнице, а роли для них выбирают зрители. Спектакль сделан в традициях площадного театра – такого, каким он мог бы быть сегодня. А про роли – это не шутка: каждый показ начинается жеребьевкой. Артисты выучили наизусть всю пьесу! А потому каждый из них, когда не говорит свою реплику, становится суфлером для коллег по цеху.

Перформанс «Новая земля» показали на Платоновском фестивале искусств на насыпи Петровской набережной. Выступление проходило под дождем, природа таким образом как бы помогла приблизить действо к отражению смыслов, заложенных Андреем Платоновым в его произведениях. В данном случае эксперты «Маски» оценили работу хореографа Анны Щеклеиной и проект в целом, присвоив ему номинацию «Современный танец/спектакль».

«Новая земля» получила воплощение усилиями танцевальной труппы Камерного театра. Она же занята в еще одной танцевальной работе «Плот Медузы», которую поставил для воронежского театра хореограф Павел Глухов. За «маску» поборется и сам спектакль, и постановщик. «Плот Медузы» – это история кораблекрушения, рассказанная языком тела.

Танец золотых рыбок, колыхание морских водорослей сквозь морскую пучину и даже театр теней с акробатическими номерами – Павел Глухов постарался раскрыть зрителям все таланты воронежской труппы, а он с ней уже знаком. Это вторая его работа в Камерном театре. Первая – «Зеркало» – уже получала три номинации на национальную премию.

МАСКА – В РЕГИОНЫ?

На премию претендует 81 спектакль и 67 театров со всей страны. Как отметила министр культуры РФ Ольга Любимова, почти половину из них представляют региональные коллективы. Некоторые из работ, выдвинутых на награду экспертными советами, могли видеть и воронежцы. Их привозили на Платоновский фестиваль искусств. Номинации получили «Братья Карамазовы» «патриарха» академической режиссуры Льва Додина, «Все тут» Дмитрия Крымова и «Сын» Юрия Бутусова. Не будем подробно останавливаться на номинациях этого списка (журналистам «Берега» посчастливилось увидеть все из перечисленных работ), скажем лишь о том, что запомнилось больше всего:

перевоплощение в спектакле «Сын» актера Евгения Редько, ставшего отождествлением трагедии современного лишнего человека.

В Long List премии «Золотая маска» вошли и другие заметные, по мнению экспертных советов, воронежские спектакли сезона 2020/2021, с которыми публика может быть знакома: «Привидения» Михаила Бычкова, «Сны междуречья» нового балетмейстера Камерного театра Виктории Арчая, «Дева» Воронежского театра оперы и балета. Премьера последнего спектакля состоялась на фестивале современной хореографии «RE:Форма танца – 2021», ее постановщиками выступили приглашенные хореографы Константин Матулевский и Софья Гайдукова.

Впрочем, театральный сезон 2020/2021 не был богат «на урожай» премьер для воронежских театров. Столкнувшись с локдауном, все руководители были вынуждены думать, скорее, о насущных потребностях с выплатой зарплат сотрудникам, нежели о возможности постановки резонансных спектаклей и приглашения на показы известных критиков. Выходили из положения кто как мог: Никитинский театр собирал деньги на краудфандинговой платформе, а Кольцовский – дорабатывал (среди прочих) эскизные работы. Несмотря на фактически осадное положение, в котором оказались театры, четыре номинированных на театральный «Оскар» спектакля – весьма хороший результат. Но сколько наград в случае победы останется в регионе, а не «укатит» с приглашенными звездами?