Газета,
которая объединяет

Недочипированные

Откуда взялся дефицит новых автомобилей – и что теперь делать
Рубрика: Социум№68 (2529) от
Автор: Александр Нечаев

Удивительная ситуация сложилась сегодня в России на автомобильном рынке – почти все машины в дефиците. На первый взгляд, это противоречит экономической теории, ведь цены растут каждый месяц (и это не фигура речи, некоторые бренды постоянно переписывают ценники в сторону увеличения), покупательная способность населения снизилась, откуда что взялось?

На самом деле все логично: да, спроса большого не наблюдается, просто очень сильно снизилось предложение. Автозаводы минимизировали производство новых машин, и значит, возник дефицит, который неминуемо приводит к повышению цен.

КТО ВИНОВАТ

Откуда дефицит, ведь российские автозаводы и так недозагружены? Что, они не хотят начать работать в две смены, нанять новых сотрудников, удовлетворить спрос клиентов и заработать больше денег? Хотят, но не могут, потому что проблема не в них, а в поставках электронных компонентов, с нехваткой которых столкнулись не только российские автопроизводители, но и компании по всему миру.

Машины уже давно перестали быть сугубо механическим изделием, даже в относительно дешевой Lada Granta много электроники, что уж говорить про богато укомплектованные опциями иномарки. Без блоков, проводки, моторчиков, датчиков ничего работать не будет. И вот всего этого сейчас не хватает.

Основная часть производственных мощностей по изготовлению плат сегодня сосредоточена в Китае и Малайзии. Принцип работы там такой: заказчики делают заявки на год вперед, а местные сборочные заводы под эти заказы адаптируют свои мощности. Год назад мир только привыкал жить в условиях коронавируса, перспективы казались мрачными, никто не думал, что экономика быстро восстановится, поэтому и заказов было мало. Кроме того, азиатские регионы сильно пострадали от эпидемии: локдауны, самоизоляция, удаленка не позволили выполнить даже тот производственный план, который был заложен на 2021 год. Вот так проблемы в далекой Азии приводят к тому, что автовладелец из Воронежа не может купить машину по нормальным ценам без очередей и волнений.

Российские автозаводы попробовали было адаптироваться к новым обстоятельствам. Например, АвтоВАЗ пару месяцев назад начал выпускать упрощенные комплектации своих автомобилей, в которых нет мульти­медиасистемы и круиз-контроля. Кроме того, правительство России пошло на то, чтобы временно разрешить выпуск машин без модуля ЭРА-ГЛОНАСС. Мол, пока продавайте так, потом установите на уже проданные авто, когда все утрясется. Сильный шаг, но и он не помог.

Почти все производители столкнулись с нехваткой блоков управления ABS и ESP – систем, которые отвечают за торможение и безопасность машин. Если ESP является опцией, то наличие ABS на всех выпускаемых автомобилях прописано в законодательстве, это не магнитола или круиз-контроль, от которых можно было отказаться. Эти блоки почти все российские производители покупают на заводе Bosсh в Самаре, но собирают их из микросхем, которые поставляются из Китая.

Ситуация действительно грустная. Например, российский завод Renault объявил, что на два месяца приостанавливает поставки новых машин – запчастей не хватает. Из того что есть собирают некомплектные машины и затаривают ими склад, чтобы потом когда-нибудь доустановить отсутствующие детали. А Renault один из лидеров нашего рынка по продажам. АвтоВАЗ уже несколько раз вообще полностью останавливал конвейер, есть простои и у корейского Kia-Hyundai. Даже грузовикам не хватает деталей: ГАЗ, так же как и Renault, пока штампует некомплектные машины на склад.

Вот характерный пример. Один из менеджеров по продажам «Газелей» в Воронеже рассказал корреспонденту «Берега», что раньше в их центр привозили по 40-50 машин в месяц, и они всегда были в наличии. Теперь в месяц привозят 10-12 штук, и за них идет «драка». Стоит ли удивляться, что дилерские накрутки в дополнение к и так выросшим официальным ценам стали очень распространены?

ЧТО ДЕЛАТЬ

Как простые автолюбители могут реагировать в этой ситуации? Вариант на самом деле один – на время отказаться от покупки автомобиля. Китайские товарищи рано или поздно наладят нужный объем выпуска чипов, автозаводы начнут работать на полную мощность, и машин будет всем хватать.

Официальные цены вряд ли сильно снизятся, но дилерских переплат и дефицита точно можно будет избежать. Появится выбор версий и комплектаций, вернутся скидки. Кроме того, должна возобновиться программа субсидирования от правительства РФ. В условиях дефицита ее разумно свернули, но в нормальной ситуации это хороший вариант для получения скидки на авто. Успокоится и вторичный рынок, ведь многие покупатели после шока от ситуации на рынке новых машин пошли за б/у, но от повысившегося спроса цены и там улетели в небеса.

Прогнозировать, когда все наладится, точно нельзя, но, учитывая принцип работы азиатских заводов, вряд ли это случится до конца года. На следующий сезон заказов будет больше, мощности вырастут, тогда и пойдет стабильный поток запчастей, а до конца 2021-го придется помучиться. Но это лишь предположение, реальность может быть какой угодно.

Если машина нужна срочно и нет возможности ждать, то можно посмотреть в сторону китайских брендов. Не сочтите за рекламу, но факт есть факт: от кризиса электронных компонентов они пострадали меньше всего. Это хорошо видно по статистике продаж – в этом году в России китайцы сильно сократили отставание от других брендов. Возможно, секрет в том, что большинство китайских автомобилей в Россию импортируются, а в самой Поднебесной компонентов для своих производителей хватает.

КСТАТИ

В десять раз за год выросла сумма страховых выплат тем, кто получил травму, катаясь на электросамокате. Это связано с ростом популярности такого вида транспорта и увеличением количества поездок. Об этом рассказали «Вести-Воронеж», ссылаясь на экспертов страховых компаний.

По их мнению, чаще всего в таких происшествиях получают травмы сами любители электросамокатов, это происходит в 90% случаев, и лишь в 6% пострадавшими становятся пешеходы и автомобилисты.

По словам клиентов арендных сервисов, чаще всего они падали с самокатов из-за неровностей на дороге, дорожного ремонта или отсутствия на маршруте велодорожек. Также травмы случались из-за недостатка опыта управления электросамокатами. В среднем один страховой случай в этом году обходился страховщикам в 50 тыс. руб.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Документы в смартфоне

Появилось новое приложение для телефонов, которое может быть интересно автомобилистам. Называется «Госуслуги-авто». В перспективе оно предназначено для замены бумажных документов – водительского удостоверения и СТС.

Новое приложение связано с известным порталом «Госуслуги». В нем уже есть данные о водительских удостоверениях и свидетельствах о регистрации автомобилей. В приложении доступен QR-код, который теоретически можно показать инспектору вместо документов на машину. Он считает код с помощью специальной программы и удостоверится, что именно вы владеете автомобилем. Но пока это не работает.

Во-первых, предъявить СТС в электронном виде можно только на тот автомобиль, что принадлежит владельцу аккаунта согласно данным ГИБДД. То есть если вы вписаны в страховку чужого автомобиля, получить QR-код через приложение не получится.

Во-вторых, далеко не все инспекторы ГИБДД имеют планшеты для считывания данных. Особенно трудно с этим вдали от областных центров.

В-третьих, правила дорожного движения и КоАП пока не освободили водителя от необходимости возить бумажные документы. В пункте 2.1.1 ПДД сказано, что водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать для проверки права и регистрационные документы на транспортное средство. Никакое приложение этого требования не отменяет.

Показать смартфон вместо кучи документов – это хорошая идея, но ее реализация – это вопрос будущего.