Газета,
которая объединяет

«Репертуар подбираю душой»

Заслуженная артистка России Любовь Концова – о «Воронежских девчатах» и своей творческой судьбе
Рубрика: Культура№58 (2519) от
Автор: Ирина Лазарева

Жизнь в творческом полете – это, вне сомнений, про певицу и педагога Любовь Концову. 15 августа заслуженная артистка России отпраздновала 70-летие. На днях Любовь Федоровну чествовали в управе Коминтерновского района Воронежа.

– Вы внесли огромный вклад в творческое развитие нашего города. Желаю вам новых идей, вдохновения и, конечно, здоровья, – сказал глава управы Коминтерновского района Виталий Поздняков.

«Берег» поговорил с артисткой о ее творческой судьбе.

«РОДИЛАСЬ АРТИСТКОЙ»

– Любовь Федоровна, вы росли творческим ребенком, но сделать творчество своей профессией решаются далеко не все. Когда вы поняли, что не сможете жить без сцены?

– Про себя говорю так: «Родилась и сразу сказала, что буду артисткой». С самого детства, дома в семье мы устраивали музыкальные вечера с моим участием. Меня ставили на табурет-сцену, чтобы спела песню или прочла стихотворение. А в ответ получала аплодисменты от близких. Пела в детском саду, а потом и в школе участвовала в самодеятельности. Занимала призовые места. Пела в хоре, играла в духовом оркестре на трубе. Творческую жилку чувствовала в себе все время, и мне всегда хотелось изучить ноты, танцевальные движения, слова и музыку песен. Тогда в селах с обучением было туго, это сейчас есть возможность развиваться творчески в любом направлении. Мне очень помогали виниловые пластинки, слушая их, учила песни и исполняла на концертах. Мама шила мне для концертов наряды из ситцевых штор: снимала их с окон, стирала, гладила и собирала юбочку, а после – снова распарывала и вешала их обратно. Такие это были образы! Если мы готовили украинский танец, то, работая над костюмом, соблюдали все национальные детали: венок из бумажных цветов, который я делала своими руками, вышивали кофту, вешали атласные ленточки на венок. Все создавалось из подручных материалов. На Новый год, помню, играла роль шахматной королевы, и мой костюм был сшит из обыкновенной белой простыни, на которой разместили тканевые черные квадраты. На голове была корона из фольги. За этот костюм я получила первое место. Вот так мы и жили. Весело и душевно, уважая и любя друг друга.

– Как вы попали в ансамбль «Воронежские девчата»?

– Окончив школу, поступила в Майкопе при Доме народного творчества на двухгодичные курсы на хореографическое отделение по специальности «балетмейстер». Затем работала балетмейстером в районном Доме культуры в рабочем поселке Тульский. Но случилась травма, и какое-то время не могла танцевать. Поступила в Майкопское музыкальное училище на академическое дирижерско-хоровое отделение.

Все время с детства мечтала о профессиональной артистической работе.13 декабря 1971 года на гастроли в Майкоп приезжает ансамбль «Воронежские девчата» и я пришла к ним на концерт, чтобы прослушаться. Я им понравилась и, сдав досрочно сессию, 5 января прилетела в Воронеж. Так началась моя профессиональная творческая жизнь. Учебу продолжила в Воронежском музыкальном училище на дирижерско-хоровом народном отделении у педагога-хормейстера Массалитиновой Н.К., куда перевелась из Майкопского музыкального училища.

– Вам как-то помогла хореографическая подготовка?

– Да, конечно! У нас в репертуаре было много лирических песен, а также песни веселые и задорные, которые сопровождались движениями. Вот здесь и пригодилось мое хореографическое образование. Быстро вошла в программу. Сейчас у ансамбля есть танцевальная группа, которая украшает их концерты.

– Как изменился репертуар «Воронежских девчат» за полвека?

– Репертуар «девчат» идет в ногу со временем. Они поют лирические русские народные песни в обработке, песни советских композиторов, романсы, эстрадные песни. «Воронежских девчат» во все времена принимали очень хорошо, любили, восхищались их творчеством. Ансамбль выступал не только в Воронежской области, но и по всей России, Советскому Союзу.

Мы любили свое дело, приходили в коллектив не ради славы, как многие сейчас идут на эстраду, чтобы называться «звездой». Тогда об этом даже не думали. Мы гордились, когда профессиональные музыканты и зритель отмечали наше профессиональное исполнение. Мы приходили в коллектив, чтобы петь русскую песню, потому что у нас душа русская.

– Вы упомянули, что «Воронежские девчата» поют в основном лирические песни. Связано ли это с конкуренцией в музыкальной среде, стало ли труднее русским самобытным коллективам найти для себя нишу?

– Однозначно, потому что современное поколение чаще интересуется поп-музыкой, роком, рэпом. А «Воронежские девчата» – это пение русской души. Как жить без русской песни, я не представляю.

Многие русские коллективы стараются сейчас переделать на новый лад, не понимаю для чего. Русские ансамбли должны остаться русскими, а эстрады у нас и так много.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СОКРОВИЩА

– Освоили ли вы онлайн-концерты, поддались ли тенденции времени?

– У меня был опыт виртуального концерта на День Победы, День России в прошлом году. К тому же делаю тематические подборки к праздникам и датам и размещаю в соцсетях.

В феврале исполнилось сто лет со дня рождения известного российского композитора Григория Пономаренко, я готовила концерт в Воронежской библиотеке искусств им. А.С. Пушкина. Записывала там вместе со своими музыкантами Мариной Буниной (фортепиано) и Михаилом Степановым (баян), а сотрудники библиотеки уже выкладывали записи в интернет. Интересно подобрался репертуар для записи этого концерта. Все песни Григория Пономаренко прозвучали на стихи Сергея Есенина. Звучал также онлайн-концерт на стихи Кольцова и многие другие.

– А вы не задумывались над тем, чтобы попробовать себя в каком-либо современном музыкальном направлении? Это сейчас востребовано у исполнителей – спеть то, что никогда не пел.

– Всегда стараюсь делать свои концерты разнообразными, интересными для зрителей. Пою русские народные песни, старинные романсы, песни советских и зарубежных композиторов, эстрадную, ретромузыку, фольклор.

Мне кажется, что разно­образие программ – одна из причин, почему мои концерты успешны и востребованы зрителями. К тому же я пою то, что зрители порой не слышали никогда, или давно забытые песни. В моем репертуаре песни на стихи Ростопчиной, Кольцова, как уже сказала – Есенина, Веневитинова и др. Причем когда готовлю музыкальные программы, открываю для себя клады. Это какие-то удивительные сокровища, как среди поэтов, так и композиторов. Я пою произведения воронежских композиторов Шипулиной, Наумова, Беляева, Ставонина, Украинского, Горянинова и других. Люблю интересные новые произведения, которыми пополняю свой репертуар. Наверное, у меня это получается, раз зритель приходит и благодарит.

Так что много чего пою, хотя, конечно, рэп не читала, но меня приглашали в жюри такого конкурса. Свой репертуар я подбираю душой.