Газета,
которая объединяет

Понаехали б тут

Как пандемия ломает стереотипы об иностранной рабочей силе
Рубрика: Социум№43 (2504) от
Автор: Ольга Бренер

Распространение новой коронавирусной инфекции уже второй год меняет миграционную ситуацию в регионе и стране. С одной стороны, кто успел – тот вернулся на родину, и из-за закрытия границ в российской экономике начался кадровый голод на рабочие руки. С другой стороны, в России и в Воронежской области из-за тех же ограничений на въезд-выезд «застряло» огромное количество иностранных граждан – и тех, кто давно находился здесь в «тени», и самых законопослушных, которые теперь оказались в сложном положении.

В России пошли навстречу таким людям еще весной прошлого года: указом президента несколько раз продлевались сроки действия их разрешительных документов и статусов пребывания без санкций за предыдущие нарушения и без выдворения. В очередной раз мораторий на санкции продлен с 16 июня до 30 сентября этого года. То есть иностранцы с неурегулированным правовым статусом могут оставаться в России летом и весь сентябрь. Другой вариант – узаконить свой статус в России, привести в порядок разрешительные документы до 31 декабря 2021 года. Шанс касается не только трудовых мигрантов, но и всех иностранцев – возвращающихся в Россию соотечественников, беженцев, задержавшихся у нас гостей и друзей из дальнего зарубежья. Как все эти процессы проходят в Воронеже – одном из самых больших миграционных перекрестков страны, как в них сориентироваться растерявшимся людям, «Берегу» рассказывает начальник Управления по вопросам миграции ГУ МВД по Воронежской области Сергей Червонцев.

ДОЛГАЯ ДОРОГА ДОМОЙ

– Сергей Петрович, еще до очередного указа президента и до окончания предыдущей даты миграционной амнистии 15 июня в отделах МВД по всей стране образовались огромные очереди иностранцев, которые должны были успеть легализоваться. А у вас здесь на удивление спокойно. Все успели?

– Да, большинство тех, кто хотел легализоваться, сделали это в течение года, не стали тянуть до последнего. Сказалась и наша разъяснительная работа с национальными диаспорами и работодателями. И те в свою очередь на протяжении года амнистии тоже мотивировали людей как можно скорее оформить свои документы для легального пребывания в России. Не сделали это в основном лишь те, кто был намерен после 15 июня вернуться на родину. Истосковавшись по родным, многие готовы уехать как можно скорее. Я сам их спрашиваю – зачем вы уезжаете? Ведь сейчас столько появилось работы, будете востребованы! Но – уезжают. И не потому, что не хотят работать – очень соскучились по родине, детей видят только «в телефоне». Они мне говорят: «Побудем с семьями и вернемся».

– Но теперь из-за третьей волны пандемии становится очевидно, что большинство опять не уедет.

– Да, для тех, кто не урегулировал свой правовой статус лишь потому, что намеревался быстрее вернуться домой, теперь проблема усугубляется. Выехать сложно. Стоимость авиабилета в один конец до Ташкента сейчас доходит до 100 тыс. руб. Но мы настоятельно рекомендуем таким людям все-таки прийти в подразделения миграционной службы по месту жительства и оформить свой миграционный статус в России, получить трудовой патент, начать работать. Пока границы не открыты, они смогут так у нас продержаться и заработать.

СИТУАЦИЯ УСУГУБЛЯЕТСЯ

– Получается, что пандемия поменяла само настроение в сфере трудовой миграции – раньше люди старались приехать в Россию за деньгами любыми путями – тогда запускали механизм сдерживания. В последнее время все наоборот?

– Да. На рынке труда сейчас востребованность в трудовых мигрантах такая, что их заработная плата по сравнению с 2019 годом увеличилась в два раза. Самый острый дефицит иностранной рабочей силы сложился в строительной отрасли и сельском хозяйстве. Например, в садовых хозяйствах очень востребована обрезка деревьев. Но граждане Молдовы этой весной из-за закрытия границ не смогли приехать – теперь рабочих рук практически нет, и сельхозпроизводители рискуют понести большие убытки. Основной поток трудовых мигрантов сейчас прилетает авиарейсами из Узбекистана и Таджикистана. С этими странами границы открылись, рейсов много. Сельхозники даже сами нанимают чартерные рейсы, чтобы привезти оттуда рабочую силу. Потому что ситуация складывалась критическая.

– Но сейчас многие растерялись. В новой волне пандемии опять активизировались посредники, предлагающие за деньги все урегулировать и узаконить. Как правильно сориентироваться рядовому иностранцу в свете нового для него Указа Президента от 15 июня?

– Я категорически против любых коммерческих посредников в нашей сфере. Миграционные услуги должно предоставлять только государство. Повторюсь, иностранные граждане должны прийти в подразделения по вопросам миграции по месту жительства. И сделать это надо бы в ближайшее время. На самом деле никакой неразберихи нет. В Указе Президента все прописано четко и ясно.

СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ

– В регионе оказалось много нелегалов и среди русских. Вернувшись когда-то на родину из бывших советских республик, они так и не оформили гражданство. Некоторые все еще живут с советскими паспортами. Миграционная служба идет навстречу таким гражданам для урегулирования их статуса?

– На самом деле не очень-то много у нас в регионе таких людей. Их проблема в том, что они пропустили все сроки оформления своих документов или попросту ничего не делали вообще. Расхожая ситуация – наша соотечественница в стране исхода при регистрации брака берет фамилию мужа, но другие документы, включая паспорт, в соответствии с новым гражданским состоянием менять не хочет. Потом приезжает со старыми документами на свою историческую родину в Россию, начинает процедуру оформления гражданства. Мы смотрим ее документы – а там вот такое несоответствие. Устранить его можно только в том государстве, гражданкой которого она пока является. Только когда все эти документы будут в порядке, мы можем их принять в работу. Даже если эта женщина – наша местная, родилась в Воронежской области, закончила здесь вуз и уехала когда-то в Узбекистан по распределению. Мы ничего поделать не можем, пока не будут устранены все нарушения в стране, где выданы документы. Все эти люди у нас на учете. Мы им помогаем, и запросы тоже направляем в компетентные органы иностранных государств. Но есть процедура, которую может сделать только сам человек лично. В общем, кто хочет, тот делает, а не сидит и не ждет чуда.

БРАЧНЫЕ ИГРЫ

– В мире распространена практика получения заветного гражданства через по сути фиктивный брак с гражданином страны, где хочешь обосноваться. В России и в Воронеже тоже есть такая тенденция?

– Да, есть. Мы в регионе выявляем таких прагматичных гражданок и граждан РФ, которые используют саму возможность заключения брака с иностранцем как заработок. Иностранный гражданин приходит к нам с такой супругой – за статусом РВП – «Разрешение на временное проживание». Это промежуточный этап для дальнейшего оформления российского гражданства. И тогда мы проводим ряд проверочных мероприятий, чтобы установить, является ли брак фиктивным. Эти полномочия возложены на нас. Ведь органы ЗАГС при наличии всех документов обязаны зарегистрировать брак в любом случае. Но тенденция фиктивных браков в регионе растет. В основном они заключаются с гражданами дальнего зарубежья из Ирака, Сирии, Афганистана, которые ищут быстрые способы обосноваться в России.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Путин поручил кабмину до 15 июля организовать вакцинацию иностранцев и лиц без гражданства, прибывающих в РФ на работу, определив источник финансирования.