Газета,
которая объединяет

В зеленом клубе

О перспективах органического земледелия в Воронежской области

По итогам 2020 года доктору сельскохозяйственных наук, профессору кафедры земледелия, растениеводства и защиты растений ВГАУ Анатолию Дедову были вручены одновременно две премии правительства Воронежской области: за научно-технические разработки по органическому земледелию и по биологизации растениеводства. «Берег» поговорил с профессором.

ЕСТЬ РАЗНИЦА

– Анатолий Владимирович, а это не одно и то же?

– Не совсем. Биологизация – совершенствование существующей системы земледелия, она предполагает лишь ограничение использования минеральных удобрений и расширение биологических приемов для воспроизводства плодородия почв; а также дифференцированную обработку под разные сельскохозяйственные культуры. Продукцию, полученную по таким технологиям, принято называть экологически чистой.

А органическое земледелие полностью исключает применение пестицидов, химических удобрений, различных регуляторов роста растений, а также генно-модифицированного посевного материала. Оно предполагает строгую сертификацию и жесткий контроль процессов и маркировку органической продукции специальным знаком – листок на зеленом фоне.

– То есть бытовое представление, что органическое производство – это производство без «химии», не так уж далеко от научного определения?

– В общем-то да. Но «органика» предполагает выполнение еще многих обязательных требований. Главное – это плодородие почв. Бедные почвы просто не выдержат отказа от минеральных удобрений и не дадут рентабельного урожая. К счастью, Воронежская область располагает огромным черноземным ресурсом и имеет все шансы выйти в лидеры органического производства.

Далее: в хозяйствах «органика» должна быть изолирована от обычного производства – иметь отдельные склады, технику, оборудование. Нельзя вывозить на поля жидкий навоз – нужен перепревший. А где его взять, если вокруг одни холдинги? Более того, и сам навоз должен быть от «органических» животных. На их выращивание есть свой регламент, предписывающий, в частности, на каких пастбищах и сколько времени коровкам следует пастись.

Разумеется, ни в почве, ни в грунтовых водах не должно быть пестицидов и минеральных удобрений. Но тут – самые большие риски. Даже если дислоцироваться подальше от крупных заводов и агропредприятий, нельзя гарантировать, что ветер не принесет кислотный дождь или облако пестицидов, распыляемых с самолета.

ОЦЕНИТЬ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

– А если фермер строго выполнял весь сезон все требования, а тут случился такой форс-мажор и в его зерне найдут пестициды, то что?

– Разумеется, партия зерна лишится «зеленого знака» и ее уже нельзя будет продать по высоким «зеленым» ценам. А если все-таки попытается продать, немедленно будет оштрафован и попадет в черный список.

– К чему все это? Благодаря интенсивным методам земледелия наши аграрии только-только стали на ноги, добились рекордных урожаев. А теперь их побуждают делать серьезные вложения, подвергаться новым рискам и в итоге получать более низкие сборы!

– Действительно, снижение урожайности обычно составляет 30-70% – в зависимости от погоды и культуры. Но примерно на столько же дороже можно и продать органическую продукцию. К тому же получить повышенную поддержку от государства, финансовую и научно-методическую, дополнительные возможности экспорта. Наконец, такое производство безопасно для самих работников. Так что аграриям стоит внимательно оценить плюсы и минусы участия в программе.

– Но продукция класса «экологически чистая», как мы понимаем, не маркируется «зеленым листом», значит, у нее нет оснований для всех этих бонусов. Какой же экономический смысл в ее выращивании?

– Повышение плодородия почв. Интенсивное использование черноземных почв в сельском хозяйстве приводит к потере их плодородия. Сравнение опытных данных по содержанию гумуса, определенного в 1883 году Докучаевым, с

данными, полученными другими исследователями на этой же территории в настоящее время, показывает, что количество гумуса уменьшилось в 1,5 раза. Отмечен рост территорий, на которых содержание гумуса в почвах находится на уровне 2-4% и даже ниже – 0,5-2,0%. Это большая проблема. Биологизация земледелия помогает с нею бороться.

СПРОС ЕСТЬ И БУДЕТ

– Будет ли органическая продукция востребована у сегодняшнего покупателя, который больше ориентируется на скидки, чем на качество?

– В ходе тематического соц­опроса мы выяснили, что более 75% респондентов, а это были обычные жители города и области, готовы покупать органическую продукцию. В основном это жители, имеющие детей, и те, кто придерживается здорового образа жизни. Рынок органической продукции в России в 2018 году оценивался в 250 млн долларов, при этом до 85% ее объемов ввозилось в страну из-за рубежа.

Хотя, возможно, не все виды продукции мы готовы оценить по достоинству. Я, например, покупаю иногда органический хлеб. Он вкусен, не портится неделю, и я знаю, что он полезен и безопасен. Но недавно были в гостях у нашего партнера-фермера. И на рыбалке достали каждый свою колбасу. Мы – копченую, со множеством добавок, почти без мяса, но вкусную. А его по-настоящему мясная колбаса сильно уступала по вкусу, потому что никаких добавок не содержала. Но есть нюанс: фермер делал ее для себя, своей семьи – и такие авторитетные производители рано или поздно зададут моду и на подобного рода изделия.

При переходе на органическое земледелие происходит оздоровление экосистем, восстанавливается плодородие почв, увеличивается биоразнообразие, сохраняются пчелы, чья убыль близка к катастрофической.

Да, Россия в сфере органического земледелия пока отстает не только от Запада, но и от ряда партнеров по СНГ. Но по потенциалу наша страна – безусловный мировой лидер, она имеет 28 млн гектаров залежных земель. Это земли, которые длительное время не использовались, а значит, в них не вносилась «химия», большая их часть – пашня.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

– Кто же является первопроходцем системы в Воронежской области?

– На сегодня шесть предприятий с заявленной площадью 4740 га вступили в переходный период. Это два крупных зерноводческих хозяйства и четыре производителя овощей и фруктов: «Агро­молоко» Острогожского района, «Донские сады» (Богучар), «Агроресурс» (Панино), «Острогожсксадпитомник», КФХ «Мирошников С.И.» Калачеевского района, «Биотория» (Лиски). «Биотория», к слову, открыла первый в Воронеже магазин по продаже органических ягод и овощей. Намерение вступить в «зеленый клуб» декларировали еще три десятка хозяйств разного масштаба – от группы «Эконива» до Ломовского природного парка.

Переходный период для них будет длиться от года до трех лет – пока земля не избавится от следов химических препаратов. Профильные надзорные ведомства будут все это время тщательно проверять предприятие – вплоть до бухгалтерии. Но к таким проверкам далеко не все готовы. Поэтому многие желающие все-таки не торопятся с планами перехода на органическое земледелие, несмотря на обещанные меры господдержки.

Но зато общее число желающих растет. Я убеждаюсь в этом всякий раз, когда провожу семинары для сельхозпроизводителей.