Газета,
которая объединяет

Человек и его город

Рубрика: Люди дела№26 (2487) от

Мы редко задумываемся, как стремительно меняется мир вокруг нас. Незаметно день за днем что-то появляется и исчезает, и часто – навсегда. Вещи, предметы, здания меняют свои очертания. Город постоянно изменяется под стать нам, но и нас самих тоже меняет. «Берег» продолжает рубрику «Лица Воронежа», герои которой – жители нашего города: от самых обычных служащих и рабочих, врачей и учителей, продавцов и предпринимателей, художников, музыкантов и артистов до известных руководителей, политических и общественных деятелей, почетных граждан Воронежа, ярких представителей культуры и искусства… Какой он, сегодняшний житель мегаполиса, что значит для него город, в котором он живет? 

Павел Анатольевич ЛЕПЕНДИН, 

журналист. Выпускник факультета журналистики ВГУ (2000). Награжден нагрудным знаком «За заслуги» управления культуры и туризма Воронежской области (2008). 

– У меня было самое обычное детство, как и у всех, кто родился в СССР в конце 70-х годов: был октябренком, остался «вечным» пионером… Мы с братом росли в интеллигентной семье. Мой папа был архитектором, преподавал одно время в СХИ, а мама – учитель химии в воронежской школе №9, которую я закончил в 1995 году. Рос я в замечательном районе – Березовая роща. Частный сектор – это практически в любое время года улица, друзья, а зимой – еще и катание на лыжах и санках с Пионерской горки в парке «Динамо». 

В детстве кем я только не мечтал быть: и учителем, и летчиком, и долгое время хотел стать актером, особенно когда с пяти до тринадцати лет танцевал в ансамбле «Ровесник». Но, слава Богу, в артисты не пошел, не совершил эту ошибку, за что благодарен великому актеру Валентину Иосифовичу Гафту. Когда я закончил 10-й класс, то на летних каникулах поехал в Москву, где практически каждый вечер ходил в театр. Особенно часто в «Современник», где служил Валентин Иосифович. А поскольку у меня многолетнее хобби – собирать автографы, я поджидал Гафта и других артистов у служебного входа. После нескольких таких визитов актер стал уже меня признавать, и однажды мы с ним разговорились. Так вышло, что он ждал, когда за ним приедет его жена, актриса Ольга Остроумова, и минут сорок, если не больше, мы разговаривали. Валентин Иосифович поинтересовался, куда я хочу поступать. Ответил, что в театральное, но не уверен в своих возможностях. На что Гафт мне сказал: «Если не уверен, даже не пытайся!» И я его услышал... Но театр люблю до сих пор и даже являюсь членом Союза театральных деятелей России, о чем никогда не мог и помыслить. 

Я не просто ощущаю себя частью Воронежа. Я здесь родился, учился в школе, университете, живу здесь, работаю. Вообще, большая часть моей творческой жизни тоже связана со словом «Воронеж». Во-первых, это любимая газета «Воронежский курьер», где я работал почти 20 лет. Особенно памятными являются те годы, когда главным редактором был Дмитрий Станиславович Дьяков. Во-вторых, это работа над энциклопедиями: Воронежской историко-культурной и двухтомной универсальной. Этим занятием меня увлекли наши замечательные земляки – Олег Григорьевич Ласунский и Александр Николаевич Акиньшин. Дорожу и всем тем, что дала мне в Воронеже профессия – это бесценные встречи с необычайными, яркими личностями, неординарными, интересными людьми. 

Меняет ли моя журналистская деятельность окружающую действительность? Трудно сказать… Когда ты делишься своим словом, очередным материалом с читателями, все же веришь, что чем-то можешь помочь тому человеку, о котором пишешь, как-то его поддержать. В свое время в «Воронежском курьере» я придумал рубрику, которая называлась «За кулисами». Я встречался с воронежскими актерами, которые уже ушли со сцены в силу преклонного возраста, брал интервью для этой рубрики. Тогда для них это было очень ценно и дорого, что о них помнили, о них писали, что к ним просто пришли в гости. Сегодня, к сожалению, многих из моих героев уже нет в живых, но я и по сей день публикации об этих людях считаю одним из своих главных достижений. Мне не только удалось с ними встретиться, но и каким-то образом скрасить горечь одиночества последних лет. 

Были ли в моей жизни поражения, которые «не убили, но сделали сильнее»? Были, конечно, как и в любой творческой профессии. Всем хочется, чтобы тебя понимали, принимали то, что делаешь с душой и с любовью. Увы, это не так часто происходит, потому что многие люди замкнулись в себе, своих проблемах, стали жесткими, иногда даже жестокими. 

Возвращаясь к Воронежу… Если бы это оказалось для меня возможным, я бы изменил градостроительную политику в родном городе. Больно смотреть на то, как исторический центр застраивается жуткими стеклянными монстрами, уродующими уникальный облик его улиц. Я помню совершенно другой Воронеж, совершенно иную, мою Березовую рощу, а сейчас порой не узнаю этих мест… Но присутствие рядом родных и близких, возможность общаться с интересными и неординарными людьми согревают сердце. А еще – кошка Нюша, которая скрашивает иногда совсем не радужную реальность. 

Александр Николаевич ЛАВРОВ, 

художник, педагог. Заслуженный художник России. Выпускник Курского государственного педагогического университета (художественно-графический факультет). Член Союза художников России. 

– Родился я в 1955 году в Курске. Мой отец был инженером, работал на заводе «Электроприбор». Сначала просто рабочим, а потом поднялся до начальника крупного цеха, где изготавливали серьезную продукцию – детали для приборов, отключающих одну ступень ракеты от другой. Мама работала в ателье и шила одежду для женщин. Жили мы в районе учебного аэродрома, где было большое поле. Так вот там мы с мальчишками зимой играли в хоккей, а летом гоняли в футбол. Ходили на речку, катались на велосипедах – одним словом, веселое детство обыкновенного советского ребенка. В детстве мечтал стать футболистом, но предполагал, что буду художником. Когда я рисовал, терялось ощущение времени... Несколько часов могли пролететь как один миг. 

Если взглянуть на три главные даты сложившейся биографии, то на первое место я, конечно, поставлю поступление в институт в 1972 году. Это был и выбор профессии, и закрепление связи с искусством. Второй по значимости назову встречу с Учителем. Он не преподавал у меня в университете, просто так совпало, что мы оказались очень близкими по духу как художники. Этот человек очень многое мне дал. 

Ну, а третьей датой назову мое вступление в Союз художников России в 90-е годы. 

В Воронеже я живу почти 40 лет, с 1977 года. Бесспорно, ощущаю это место своим домом. И помимо прочего, здесь жили или живут люди, которые значимы не только для меня лично, но и для Воронежа… Это народный художник России Михаил Иванович Лихачев. Он был одним из первых воронежских художников, с которым я близко познакомился. Писатель Гавриил Николаевич Троепольский, которого я немного знал лично и очень люблю его произведения. Сергей Петрович Гулевский, с которым рядом я работаю уже 30 лет в Воронежском художественном училище. 

Исключительный человек, хороший художник. Он замечательный директор, который создает творческую атмосферу в коллективе. 

Люди искусства действительно меняют мир. Вот, например, ты создаешь какие-то вещи, и люди смотрят на твои произведения и поднимаются на некий более высокий уровень, который преображает человека. Надеюсь, что мое творчество меняет мир в лучшую сторону. Когда художник пишет картину, он вкладывает в нее душу, и человек, который смотрит на эту картину, становится чище, лучше в душе и видит этот мир с прекрасной стороны. 

Были ли в моей жизни поражения, которые «не убили, но сделали сильнее»? Конечно, были. И в личной жизни, и профессиональные «удары», но если тебе хватает сил все это пережить, не запить, не бросить свое дело, то потом ты обязательно становишься крепче. 

Что бы я изменил в Воронеже, если бы это оказалось для меня возможным? Хочется, чтобы побольше было памятников, чтобы город был чище, чтобы в водохранилище можно было купаться, как 40 лет назад. Что бы я оставил здесь неизменным, что здесь сегодня согревает мое сердце? Мне дорог этот город такой, какой он есть – прекрасный, спланированный и рациональный. 

Бронислав Яковлевич ТАБАЧНИКОВ, 

искусствовед, педагог, критик, кандидат исторических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ. Председатель секции критики при городском отделении СТД РФ. Возглавляет общественный совет при департаменте культуры региона. Награжден знаком отличия «За заслуги перед Воронежской областью». За заслуги в области развития российского образования награжден медалью Ушинского. Присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». 

– У меня было очень тяжелое детство, искалеченное войной. Отец ушел на фронт. Мама умерла на 5-й день после начала войны. Меня забрали на воспитание дедушка с бабушкой и родная сестра моей мамы. В детстве очень мечтал о мирной жизни, чтобы люди жили в достатке. После освобождения моего родного Днепропетровска я вернулся жить туда… Но сейчас, с сентября 1967 года, я живу в Воронеже. Уже почти шестьдесят лет! Я полностью отдаю себя работе, и – это суть моей жизни! Я давно стал частью этого города, а он – частью меня. С этим городом связаны и три самые важные даты моей биографии: рождение моей старшей дочери, защита диссертации и присуждение звания профессора, я стал последним профессором Советского Союза… 

Я не думаю, что моя деятельность как-то сильно меняет окружающую действительность, но я стараюсь сделать все, чтобы люди следовали тем идеалам, которые кажутся мне серьезными и гуманистическими. Есть люди, жившие или живущие в Воронеже, которые значимы для меня лично и которые, на мой взгляд, действительно изменили или меняют этот мир… Это Алексей Васильевич Гордеев – на его примере я впервые увидел, что значит быть действительно крупным государственным деятелем. Это Валентин Сидорович Рахманин – выдающийся человек, заведующий кафедрой социологии и политологии ВГУ. Это Ярослав Антонович Вощак – главный дирижер Воронежского театра оперы и балета в конце шестидесятых годов... 

Что бы я сделал/изменил в Воронеже, если бы это оказалось для меня возможным? Я бы ничего не менял, ведь город все равно развивается с каждым днем! Но я бы попытался сделать так, чтобы как можно больше людей ходили в театры и библиотеки.