Газета,
которая объединяет

Король и шут

Памяти афориста и мистификатора Аркадия Давидовича посвящается
Рубрика: Судьбы№20 (2481) от
Автор: Александр Ягодкин

В соответствии с обычаем еврейского народа, к которому принадлежал Аркадий Давидович, сегодня, спустя месяц после смерти, день поминовения – шлошим. Памяти эпатажного писателя «Берег» посвящает этот материал.

Новость о смерти легендарного афориста Аркадия Давидовича потрясла Воронеж 25 февраля. Каждый воронежец запомнил этого неординарного старичка по-своему. Кто-то считал Давидовича безумцем, а кто-то – гением.

Личность писателя не могла оставить равнодушным ни одного воронежца.

Некоторые называли его шутом, но если он таковым и был, то на уровне шута короля Лира. Еще называли шутом гороховым, но это уж совсем от зависти или несварения желудка и без малейшего чувства юмора на лице. Хотя все основания для этого Давидович давал – своей одеждой, убогим бытом и даже прической, которые на самом деле мало его волновали. Потому что отношение его к смыслу жизни было совсем иным, чем у всех, кто видел его еще там, в СССР, возле кафе «Россиянка» на проспекте Революции, который молодежь называла тогда Бродвеем. Или Бродом. Переодевшиеся шутами «два графа девушек прельщали» – Давидович и Котенко. Девушек обволакивало волной двойной гениальности, и противиться ей им было трудно. Еще бы – их увлекал беседою автор журнала «Крокодил», газеты «Правда» и мало сочетающейся с ней «Литературки», а также такого количества опубликованных на федеральном и международном уровне афоризмов, какого не удостаивались мировые знаменитости этого жанра, даже якобы непревзойденный Станислав Ежи Лец. А еще Давидович знал: «Любовь – видеть то, чего никто не замечает, и не замечать того, что видят все».

Не зря известный карикатурист Андрей Бильжо говорил, что Давидович знает про жизнь что-то, о чем мы, остальные, и не догадываемся. Возможно, ему удалось заглянуть в потайную комнату гения афоризмов. А те, кому заглянуть не удалось, отвергли все попытки Давидовича вступить в Союз писателей. Потому что «Мало уметь жить в мире со своими недостатками, надо еще и научиться мириться с чужими достоинствами». Но имя города Воронежа на других континентах многим известно благодаря Костенкам, родине прародителей наших, и афоризмам Давидовича.

Созданный им в своей квартире уникальный Музей афористики похож на жилье то ли бомжа, то ли безумного гения. «Я человек, и ничто скотское мне не чуждо».

Однажды хулиганы в темном переулке хотели его ограбить, но узнав, что это «тот самый Давидович», отказались искушать провидение. Но это ж он сам рассказывал...

Возможно, правы те, кто называет его мистификатором. Кто еще мог однажды симулировать свою смерть в расцвете творческих сил и известности? Почитатели горевали над газетными некрологами, а потом поражались, увидев его на привычном посту возле «Россиянки» или в троллейбусе. И кто-то наверняка задумывался: как это – жил-жил человек обычной жизнью, получил в СХИ диплом инженера, работал механиком в сов­хозе, завучем в школе механизаторов, слесарем, мастером в горгазе – и вдруг стал кем-то средним между пророком, городским сумасшедшим и местным Диогеном, который озвучил столько остроумных премудростей, что удерживать их в памяти не мог и сам удивлялся, встретив собственный афоризм: это что, я сочинил? Ух ты!

Как же не мистификатор, если большинство почитателей не знают его настоящего имени. Да и когда все газеты сообщили о его кончине, один из поклонников Давидовича сказал: «Надеюсь, это очередной розыгрыш». Прозвучали уже три причины его смерти: коронавирус, остановка сердца и онкология. Может, и не розыгрыш – все-таки Давидовичу уже 90 лет. Но на всякий случай надо прогуляться по проспекту возле Дома офицеров – вдруг он там стоит и смеется?

Наследников своих и сам мистификатор вряд ли знает – благодаря неизменному посту своему на проспекте Революции. Каковая революция вряд ли обрадовалась бы многим его афоризмам.

«Не надо мне некролога – лучше напечатайте на этом месте мои афоризмы».

В ТЕМУ

Из афоризмов Аркадия Давидовича:

«Вся работа выполняется теми, кто еще не научился не работать».

«Культура – это умение материться без мата».

«Только привыкнешь к жизни, как уже надо от нее отвыкать».