Газета,
которая объединяет

Исчезли, но не забыты

Спектакль Россошанского драмтеатра РАМС признан лучшим в сезоне
Рубрика: Культура№20 (2481) от
Автор: Ирина Лазарева

Из короткого рассказа – цельное художественное высказывание: в театре РАМС режиссер Евгений Хунгуреев представил спектакль «Исчезнувшие», поставленный по произведению Бориса Васильева «Пятница».

Спектакль посвятили 75-летию Великой Победы. Создание постановки стало возможным благодаря федеральной программе «Поддержка театров малых городов России», направленной на укрепление материально-технической базы театров и создание новых спектаклей. Режиссер показывает в своей работе историю нашей страны, проявляя сквозь знаменательные события – человека и его судьбу.

С НОГ НА ГОЛОВУ

Россошанский драматический театр РАМС базируется в старом Доме культуры, но театральный дух присутствует здесь с порога – свои спектакли Евгений Хунгуреев начинает еще в фойе: в день показа «Исчезнувших» (в приезд жюри театральной премии «Браво!») на столе – вырезанные из бумаги бабочки, разложенные вокруг прозрачной вазы, в которой переплетаются их отражения. Лишь вначале покажется, что это – просто красивая фотозона. Бабочки красной нитью пройдут через весь спектакль, крыльями коснутся ладоней и зрительских душ.

Театральное воплощение рассказа Бориса Васильева «Пятница» действительно сложно представить. Как поставить спектакль по пяти страницам и не уйти в бессмысленное заполнение пространства хоть чем-то в отсутствие текста? Евгений Хунгуреев сам взялся за сценографию, наполнив свою работу не только метафорами, но и прямыми визуальными образами: так, во время разговора о Робинзоне Крузо главных героев, Кости и Капы (актеры Василий Гребенщиков и Рита Богородская) над сценой возникает настоящий остров, а река, в которой Капа случайно утопила свои тапочки, волнами наступает на зрительный зал, словно море, погружая в свои пучины.

«Исчезнувшие» – это спектакль о любви и горе, о последних часах перед войной. Жизнь, перевернутая с ног на голову, иллюстрируется в спектакле двумя способами: мирным и по-военному. На тросе вниз головой Костя размышляет, как люди, влюб­ляясь, меняются, от переполняющих чувств ему хочется кричать о том, «как журчит ее голос». И тут же зрители видят дым – как недобрый знак, сулящий изменения. «Там несчастье какое-то в деревне: воют все разом, будто в каждой избе по покойнику», – произносит Костя еле слышно, но в притихшем зале, где даже школьники забыли о гаджетах, звучит это подобно громовому раскату.

НАВЕЧНО ЖИВЫЕ

Артисты, по мнению театральных критиков, вошедших в состав комиссии по присуждению премии «Браво!», удачно перевоплотились в советскую молодежь, у них получилось прожить эту историю в образах своих персонажей.

– Спектакль «Исчезнувшие» берет целостностью эмоционального воздействия на зрителя, вне зависимости от возраста. Это становится возможным, когда артисты понимают задачу, поставленную режиссером, и сами в нее погружены, – отметила театральный критик Екатерина Данилова.

В постановке использованы фотографии фронтовиков «Бессмертного полка», которые присылали театру россошанцы для видеоленты. Документальная лента с выстрелами и свистом самолетов, растянутая на пять долгих минут, становится кульминацией спектакля, когда артисты встают на ее фоне и становятся частью этой истории. Глубина и трагизм происходящего заставляли зал то погружаться в далекое прошлое, то «выныривать» в настоящее.

Режиссер напомнил каждому из нас о причастности к Великой Победе, о том, что мы живем и строим свои фантазии с островами Крузо, влюбляемся и смеемся, о том, что мы счастливы только благодаря подвигам фронтовиков. Имен многих мы даже не знаем, но они были, они воевали, и они есть – в памяти (их-то и представляют в виде белых бабочек).

Евгений Хунгуреев вынашивал идею о создании спектакля по рассказу «Пятница» около двадцати лет. Воплотить ее удалось символично к 75-й годовщине Победы – тогда, когда тема популяризации исторической памяти становится особенно актуальной, уверен режиссер. Ведь ветераны Великой Отечественной войны, вернувшиеся с фронта домой, уходят, и подрастающее поколение лишается возможности узнать об этих страницах истории из первых уст.

– 11 марта была восьмая годовщина ухода из жизни Бориса Васильева. В этот день мы играли «Исчезнувших», и между собой посвятили спектакль его памяти, надеясь, что писатель будет среди нас – зрителей и актеров. Во время спектакля Артур Ктеянц (исполняет роль Федора) сильно поранил руку о ведро, пошла кровь. Актер продолжал играть, постоянно сжимая кулак, и, дождавшись своего ухода за кулису, поспешно сделал перевязку и выступал с забинтованной рукой. Эта ситуация выглядела так символично, что ее невольно стали воспринимать как знак связи с самим Борисом Васильевым, как знак поддержки и благословения, – рассказал журналисту «Берега» Евгений Хунгуреев.

В ТЕМУ

Ежегодный областной театральный конкурс «Браво!» состоялся, несмотря на то, что минувший год для театров проходил под знаком пандемии. Свои работы на суд жюри представили семь театров из Воронежа, а также Борисоглебский и Россошанский. Отсмотрев более двух десятков премьер, члены жюри под председательством руководителя регионального отделения Союза театральных деятелей, народной артистки РФ Татьяны Фроловой пришли к общему мнению.

В итоге актриса Наталья Шевченко удостоена премии «Браво!» за роль Хелены Альвинг в спектакле «Привидения» по пьесе Г.Ибсена (Камерный театр), Юрий Овчинников (Камерный театр) за роль Пастора Мандерса в той же постановке. Актеры драмтеатра им. Кольцова Егор Козаченко и Дамир Миркамилов получили награду за роли, сыгранные в спектакле «Бумажный солдатик» (Женя Колышкин и Алексей Зырянов соответственно) по мотивам повести Окуджавы «Будь здоров, школяр!». За роль Берендея в спектакле «Любить и таять» по пьесе Островского «Снегурочка» (Театр кукол «Шут» им. В. Вольховского) отмечен артист Владислав Ефанов.

Премию «Браво!» получили и артисты балета. Евгений Ермаков (дебют) за роль майора Березова в спектакле «Продавец игрушек» и Луиз Фернандо да Силва Шавьер за роль Николя Берски в той же работе.

Лучшим спектаклем сезона назвали «Исчезнувших» по рассказу Бориса Васильева «Пятница» (режиссер Евгений Хунгуреев) Россошанского драматического театра РАМС. А за лучший актерский ансамбль наградили Никитинский театр, высоко оценив игру в спектакле «Чернобыльская молитва», который, отметим, номинирован в этом году на премию «Золотая маска».

Премию «Браво!» в номинации «За честь и достоинство» вручат заслуженному деятелю искусств России Александру Зыкову. Церемония награждения лауреатов конкурса, традиционно приуроченная к Международному дню театра, пройдет в воронежском Доме актера им. Людмилы Кравцовой 29 марта.