Охота пуще неволи
С осени 2020-го в информационном поле вокруг лесов на востоке Воронежской области идет бойня: две группы охотников обвиняют друг друга в браконьерстве и призывают в свидетели СМИ, местных жителей, чиновников и силовиков.
КОПАНИЕ КОМПРОМАТА
Письмом в редакцию «Берега» одна группа охотников сообщала, что постановлением облправительства в охотничьих угодьях созданы зоны воспроизводства животных, в которых охота запрещена. Но председатель областного общества охотников и рыболовов (ВРООиР) Бабин И.В. и директор КУВО «Охрана животного мира» Плотников С.И. организовали там круглогодичную охоту на лося, оленя, кабана, косулю. Бабин якобы выделяет в районные общества половину лицензий на отстрел, а другую половину оставляет себе. На охоте с «друзьями» фактически на одну лицензию отстреливают двух копытных. А из «левого» мяса в частных коптильнях делают колбасу.
Еще Бабин И.В. купил себе «Тойоту Ленд Крузер» по поддельному решению Совета общества и ремонтирует ее за счет общества.
И вообще, мол, Бабин и Плотников считают лесные угодья своими – особенно воспроизводственные участки с изобилием лосей и кабанов вдали от Воронежа: Кантемировка, Воробьевка, Острогожск, Борисоглебск, Калач.
На последней конференции ВРООиР председателя Борисоглебского отделения Алексея Мамонтова и еще тридцать семь охотников, его поддерживающих, исключили из общества. Заочно. Адвокат ВРООиР Ирина Сотникова объяснила, что отчислили их за дискредитацию общества, и по уставу Совет имеет на это право.
За этим последовала новая разгромная статья против охотобщества в The Moscow Post. Исключенные возмущались, что ни их лично, ни их юриста не пустили на заседание и что отчислили тех, кто писал обращения во все инстанции, чтобы защитить лес и свою районную организацию. Что для проведения вольерной охоты чиновников и олигархов в лесу незаконно вырубили деревья для установки ограждений. Рядовые охотники не раз писали во все инстанции о безнаказанности этих «князьков», но здесь все друг дружку, мол, покрывают.
НАКАЛ СТРАСТЕЙ
Популярный в Воронеже телеграм-канал шокировал читателей: в борисоглебской Тюковке идет варварская VIP-охота и уничтожение леса, организованные местным олигархом Сергеем Синюковым, негласным хозяином города, которого все боятся. Ему, мол, боссы ВРООиР без согласия его членов передали почти 10 тыс. га земли общества в совместное ведение на 5 лет. Формально – для разведения оленя, фактически – для отстрела животных в вольере. А Синюков вырубил по периметру лес, огородил забором и организовал варварский отстрел животных, которые живут фактически в открытом зоопарке, прикормлены, не боятся охотников и совершенно беззащитны. «Элита» ждет зверей на вышках возле кормушек и не оставляет им шансов. Сетки вольера – тоже ловушка для животных. Местные жители не раз видели, как косули попадают в сетку, а живодеры отрубают им головы! А на письма о безобразиях приходят отписки силовиков, которые охотятся вместе с Бабиным.
Исключенный из ВРООиР Виктор Быков в видеоролике демонстрировал забор вольера, который перекрывает доступ животным к водопою, пни спиленных деревьев и кабана, который идет вдоль забора. И рассказывал об ужасах расстрела беззащитных копытных с вышек в природном парке «Оленья балка» около Тюковки.
По факту незаконной вырубки леса возбудили уголовное дело, потом приостановили и снова возобновили. Виновный пока не установлен, но Быков уверяет, что в деле замешаны сотрудники фирмы «Регион-Инвест», которая ставила заборы вокруг вольеров и владелец которой – тот самый Сергей Синюков. Те же факты описаны и в разоблачительной статье в The Moscow Post. При этом никто из сотрудников «Оленьей балки» не видел их корреспондента. И в век мобильников нет ни единого фото или видео вольерных безобразий.
«Новая газета» в декабре 2020-го отправила в командировку к вольерам корреспондента Анастасию Егорову. Прочитав письма, Анастасия, как и многие в соцсетях, прониклась отвращением и гневом к живодерам и встретилась с обеими воюющими сторонами. И узнала, что ни одна из тьмы проверок не нашла нарушений. В частности, облдепартамент природных ресурсов и экологии объяснил, что в вольере никто не охотится, пути миграции диких животных не пересекают участок вольера, и вообще в «Оленьей балке» подкармливают их на специальных площадках и проводят детские экскурсии.
Глава департамента природных ресурсов и экологии Наталья Ветер сообщила, что они неоднократно проверяли дела в «Оленьей балке» и в других охотничьих угодьях, – ни одна из жалоб не подтвердилась. Там действительно разводят благородных оленей, ланей и муфлонов, во втором вольере будут разводить пятнистых оленей. Туда ездят школьники на экскурсии, никакой охоты нет.
ЧИННО И БЛАГОРОДНО?
Виктор Быков объяснил цель противостояния: инициаторы требуют вернуть 9500 га охотугодий, переданных ООО «Регион-Инвест» единоличным решением Бабина. Там организован вольер, а прилегающую территорию закрыли для охоты на пушного зверя и птицу; договор с «Регион-Инвестом» – кабальный для охотхозяйства: в случае расторжения оно должно выплатить ООО 50% затрат; это похоже на умышленный развал хозяйства с целью последующего выкупа за бесценок. Акт ревизионной комиссии и первичные документы сфабрикованы. При огораживании в вольере было 16 голов кабана и лося – их всех забили.
Никаких подтверждений этим обвинениям и выводам, кроме устных свидетельств других охотников, Быков не смог предоставить корреспонденту Егоровой.
Короче, Анастасия Егорова тоже не обнаружила в воронежском лесу никаких безобразий: все там чинно, благородно. С вышек стреляют только из фоторужья. Никаких гильз или кровавых пятен там нет; даже нет табуретки, чтоб сидеть в ожидании зверя. Егеря, лесники и охотоведы не похожи на людей, что-то скрывающих, работают они добросовестно, хотя и устали от постоянных проверок, животных любят, а те сыты и людям благодарны.
Синюков тоже хороший: он из местных, владеет машиностроительным заводом, дает работу людям, вкладывается в инфраструктуру, не пользуется субсидиями. Конфликт оценивает просто: «Я прижал банду браконьеров. Быков – бывший мент; браконьерство в регионе очень развито и всегда происходит под покровительством органов».
Синюков сообщил, что часто ездит с семьей в лес и видит, как там все зверье выбили. И хочет вернуть животных в лес. Когда в вольере будет достигнута оптимальная численность копытных (около 500), их начнут выпускать на волю на прилегающие угодья. Браконьерам он очень сильно испортил жизнь, а для них это большие деньги. Вот теперь пожинает плоды.
ВРООиР и лично Сергей Синюков готовят иски против Виктора Быкова и Алексея Мамонтова за нанесенный вред деловой репутации. О встречных исках пока не слышно.
Война обещает быть долгой. А завершить ее могут только уголовные дела. Против одной из сторон. Или обеих.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Проведенная по требованию «простых» охотников проверка Росприроднадзора обнаружила, что департамент природы Воронежской области принимал решение о количестве особей лис для отстрела необоснованно, а части охотников информация о разрешениях поступила заранее. Один из охотников оплатил пошлину и вовсе раньше, чем был издан приказ, а двое получили разрешения раньше, чем оплатили пошлину.
Росприроднадзор предписал департаменту устранить нарушения.
Одновременно с возникшим скандалом происходит выдача разрешений на отстрел пернатых: селезней – с 15 марта по 13 апреля, гусей и вальдшнепов для южных районов Воронежской области – с 20 марта по 29 марта, для северных – с 27 марта по 5 апреля.