Газета,
которая объединяет

Не все познается в сравнении

Почему непрозрачны нормативы и тарифы на вывоз мусора

В Воронеже предпринимательская общественность активно обсуждает документ, подготовленный уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей совместно с Институтом экономики роста имени Столыпина.

Это довольно свежий, февральский мониторинг нормативов накопления ТКО в регионах страны. Нормативы накопления становятся все более мощным фактором финансовой нагрузки на бизнес, особенно в нынешний кризисный период. Ведь чем выше норматив – тем больше денег должен отдать предприниматель местному оператору с каждого квадратного метра площади.

– Объекты бизнеса в мониторинге разделены на семь категорий (продовольственные магазины; рынки; авто- и шиномонтажные мастерские; кинотеатры; кафе, рестораны и т. п. То есть речь идет в основном о предприятиях малого бизнеса, – поясняет руководитель воронежской «Опоры» Сергей Наумов. – Показатель, действующий в регионе, надо сравнивать со средним по России. Выше среднего значения на 25% – это уровень «критический» – диаграмма такого региона окрашена в красный цвет. Выше среднего значения на 15% – «завышенный», выше среднего значения на 10% – «умеренно высокий».

А ОБЩЕПИТ НЕ МУСОРИТ?

Увы, показатели Воронежской области находятся в основном в «красной зоне». Так, в Воронежской области норматив отходов для магазинов составляет 0,198 кубометра в месяц – выше только в Мордовии. А средний по России норматив составляет 0,085 кубометра. А в классе супермаркетов (кроме Воронежского межмуниципального кластера) мы вообще «чемпионы» – 23,3 килограмма на квадратный метр в месяц. В «красной зоне» в регионе (речь в основном о воронежском межмуниципальном кластере) находятся рынки и кинотеатры. Относительно сбалансированы в этом рейтинге только показатели для предприятий общепита.

«В отдельных регионах показатели нормативов накопления ТКО превышают средние значения по России на 25%», – комментируют авторы исследования. – Размер платы за обращение с ТКО, рассчитанный в таких регионах исходя из нормативов, является необоснованно высоким, увеличивает нагрузку на бизнес, оказывает негативное влияние на ценообразование товаров и услуг для конечных потребителей. Региональные операторы по обращению с ТКО навязывают предпринимателям заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях учета образованных отходов расчетным путем – исходя из завышенных нормативов накопления, а не по факту».

Что же предлагают эксперты? Кроме всего прочего – законодательно утвердить на федеральном уровне единые обязательные для всех регионов нормативы накопления ТКО, предусмотрев в них максимально детальную дифференциацию по категориям объектов накопления ТКО.

Легко прикинуть, что с принятием единых российских нормативов воронежский бизнес сэкономит миллионы.

КАКИЕ ВАШИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА?

В АО «Экотехнологии» (обслуживает крупнейший в регионе Воронежский межмуниципальный кластер) прокомментировали результаты федерального мониторинга.

«Сама постановка вопроса «нормативы завышены» – некорректна, как и простое сравнение одних регионов с другими. Величина норматива – это результат замеров образования отходов в течение четырех сезонов в разрезе каждой площадки данной местности. Это исследование проводилось во всех регионах специализированными организациями по заказу профильных региональных департаментов. Региональные операторы не просто не принимали никакого участия в этом процессе – региональных операторов тогда не существовало. Очевидно тем не менее, что система нуждается в постоянном улучшении, профильные федеральные ведомства анализируют ситуацию по регионам, обращают внимание на дисбалансы, лучшие практики и т. д. Сейчас такой процесс и идет.

Регоператор в Воронеже никому не навязывает заключение договора по нормативу. Ровно наоборот – мы едва ли не первыми в стране пере­шли на оплату по фактическому образованию отходов и крайне заинтересованы в том, чтобы

все образователи отходов работали по факту. По некоторым причинам не везде это возможно, например, в том случае, когда отходообразователь не находит физической возможности поставить контейнер для вывоза и по тем или иным причинам предпочитает пользоваться площадкой МКД, – тогда невозможно вычленить долю отходов, образуемых именно этим предприятием.

Мы работаем в рамках одного кластера и одного региона, а федеральные эксперты видят картину в общем. В любом случае подобным процессам должен сопутствовать анализ региональных схем по обращению с отходами, их обновление с учетом мероприятий по внедрению сортировки и иных, снижающих объем поступающего на полигоны мусора», – сформулировала ответ руководства пресс-служба АО.

НЕТ У РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА

Как и в каждой ситуации с радикальными реформами, все по-своему правы. Конечно, не могли еще не созданные регоператоры повлиять на разработку нормативов. Но создание оператора – акт формальный. А люди, которые занимаются мусорным бизнесом, были всегда, и у нас это хорошо организованные сообщества.

Конечно, работа по подготовке нормативов проводилась на самых что ни на есть научных основах. Но почему в «красной зоне» мониторинга из всего Черноземья оказался только наш регион (за исключением сферы общепита)? В воронежских «Магнитах» мусорят, судя по всему, втрое больше ростовских!

Почему переход к работе по факту, за который ратуют коммунальщики, резко увеличил суммы оплаты услуги для граждан, но не привел к столь же заметному повышению качества услуги?

Кстати, с 1 июля нынешнего года тариф для населения, обслуживаемого «Экотехнологиями», повышается на 20 руб. за кубометр вывозимого мусора, в то время как тариф для предприятий останется неизменным – 567 руб. за кубометр.

Прозрачности нет и здесь, и, похоже, мусорную реформу нам предстоит еще долго корректировать.

ИСКУССТВЕННОМУ РАЗУМУ ВИДНЕЕ

Как сообщил «Берегу» департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, властями сегодня «прорабатывается вопрос реализации системы контроля сбора и вывоза ТКО посредством видеонаблюдения с использованием интеллектуальной нейросети. Тестовый проект с помощью «Ростелекома» уже разворачивается на четырех площадках.

В Орле подобная система (от МТС) уже доказала свою эффективность. Видеокамеры позволяют следить за заполняемостью контейнеров и их своевременным вывозом. Также с помощью камер можно зафиксировать случаи загрязнения мусорных площадок или несанкционированной выгрузки крупногабаритных отходов. Система составляет график и маршруты вывоза мусора, контролирует качество уборки территории, автоматизирует формирование счетов, заключение договоров и расчеты с подрядчиками.

То есть максимально устраняется человеческий фактор и гарантируется прозрачная тарификация.

Эх, скорей бы возложить это грязное и нервное дело на плечи роботов!