Газета,
которая объединяет

Александр Гусев: «Региону есть, куда расти»

Вице-губернатор Воронежской области – о социально-экономических итогах года.
Рубрика: от
Автор:

Несмотря на занимаемую должность, Александра Гусева нельзя назвать человеком публичным. Его выступления в прессе можно буквально пересчитать по пальцам. И тем ценнее интервью, данное Александром Викторовичем для читателей «Берега» в канун Нового года.

С какими результатами подошла область к концу текущего года, каковы перспективы следующего года – темы, в принципе, для итогового интервью достаточно ординарные. Но в трактовке первого заместителя председателя правительства Воронежской области они принимают совсем не ординарный оттенок.

Кризис – позади

– Александр Викторович, с каким багажом подошла Воронежская область к концу года?

– С таким, который позволяет говорить об устойчивом ее развитии – как в экономической, так и в социальной сфере. Наша экономика – четвертая в Центральном федеральном округе. Впереди нас только Москва, Московская и Белгородская области, которые опережают по величине внутреннего регионального продукта (ВРП). Он у нас составляет более 400 млрд. руб. С одной стороны, цифра большая, но если мы разделим ее на численность населения Воронежской области, то получим меньше 200 тыс. руб. на каждого — это не так много, как нам бы хотелось. Соответственно, хоть положение и устойчивое, но нам есть, куда расти.

Если сравнивать динамику областных экономических показателей, то в 2009 году по отношению к 2008 году она снижалась, но меньшими темпами, чем в среднем по стране, где снижение составило 8% от ВВП. У нас – 4,3%. И фактически еще в 2010 году мы вышли на докризисный уровень, а в 2011 году уже его превышаем. По индексу промышленного производства к показателям 2008 года мы, наверное, прибавим процентов семь.

Если говорить о социальной сфере, то здесь мы тоже прошли год неплохо. Много сделано в ходе подготовки к 425-летию Воронежа, на что из бюджетов всех уровней было затрачено в общей сложности примерно 9,5 миллиардов руб. В областном бюджете на объекты капитального строительства в 2011 году (не только городские, но и вообще по области) было израсходовано около 5,7 миллиарда руб. — это больше, чем в 2010 году, почти на 40%. Вводились в строй школы, детские сады, больницы, спортивные комплексы. В планах на 2012 год — физический уровень средств сохранить. Да, аналогичных темпов роста ожидать нельзя, но областную адресную инвестиционную программу мы будем формировать на уровне не ниже, чем он был в 2011 году.

– За счет чего произошел рост по отношению к 2008 году? Ведь некоторые отрасли до сих пор не оправились от кризисных явлений...

– Рост обеспечивают, преж­де всего, наши крупные промышленные предприятия: ОАО «Минудобрения», ОАО «Воронежсинтезкаучук», ЗАО «Амтел-Черноземье». Но рост произошел в большинстве отраслей экономики, за исключением некоторых, таких, как, например, строительство, которое пока что демонстрирует некоторое отставание от докризисного уровня. Объективно меньше выработано электрической энергии за счет того, что серьезной реконструкции подверглись мощности Нововоронежской атомной электростанции. Сейчас пятый энергоблок введен в эксплуатацию, и теперь мы уверены в том, что этот показатель подтянется.

– Чему научил кризис Воронежскую область?

– Прежде всего, те «горячие головы», которые говорили, что кредиты доступны и возвращаемы при любой экономической ситуации, немного поостыли, поняли, что нужно очень взвешенно подходить к привлечению заемных средств. Если бы не было 2009 года, то предприятия по инерции занимали бы все больше и больше, и это погубило бы многие из них. Инвестиционные процессы должны быть хорошо просчитаны.

У банков изменилось отношение к заемщикам. Если раньше кредиты буквально навязывались, то сегодня банкиры очень внимательно оценивают инвестиционные возможности предприятий.

Отрицательным фактором явилось то, что вдвое повысился уровень безработицы, который составил около 30 тыс. человек, или более 2,5% от общего уровня трудоспособного населения региона. Мы получили существенные средства из федерального бюджета на программу поддержки занятости. В 2009 и 2010 годах на эти цели направлялось до 300 млн. руб. И уже в конце 2009 года уровень безработицы составил менее 2%. В первом полугодии 2011 года — 1,6%, по итогам года мы прогнозируем выйти на показатель менее 1,4%, что, в общем-то, соответствует докризисному уровню.

Безусловно, кризис несколько затормозил инвестиционные процессы. Нарастание инвес­тиционной активности мы почувствовали только в конце прошлого года, а в 2011 году мы видим ее 40-процентный рост даже по отношению к уровню 2008 года. В итоге, если мы в 2008 году имели приток инвестиций в районе 90 миллиардов руб., то в 2011 году прогнозируем его увеличение до 150 миллиардов.

Стратегическое направление

– Не так давно правительством Воронежской области была утверждена Стратегия социально-экономического развития региона. В чем ее коренное отличие от принимавшихся ранее аналогичных документов?

– Мы позиционируем нашу Стратегию не как новую, а как актуализированную – за ее основу была взята Стратегия, принятая в 2010 году, которую нужно было скорректировать. Ведь кризисный 2009 год внес некоторые поправки, в том числе и в экономические ориентиры. Кроме того, аналогичные стратегии разрабатывались на федеральном и окружном уровнях. Мы тоже подавали сведения и предлагали мероприятия для этих документов, параллельно встраивая свою программу в общую для государства систему.

Но существенные отличия от Стратегии 2010 года там есть. Главное из них: если в документе 2010 года мы предусматривали развитие только за счет модернизации существующих промышленных объектов, технического перевооружения их мощностей, то в новой Стратегии делаем упор на новое строительство и на развитие инновационных процессов. Речь идет об инновациях не только заимствованных, но и о тех, которые будут разработаны на территории Воронежской области.

Мы планируем, что до 2020 года ВРП в сопоставимых ценах к 2009 году вырастет в два раза. Должен вырасти и приток инвестиций — практически в три раза, до 500 миллиардов руб. в год. Рассчитываем, что в 4,3 раза снизится количество населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума. А продолжительность жизни при этом вырастет до 72,5 лет.

– Губернатор говорил о гармонизации всех работающих в облас­ти программ с новой Стратегией. Что имел в виду глава региона?

– Правительство области в своей работе использует программно-целевой метод. То есть стоящие перед нами задачи реализуются с помощью различных целевых программ. На федеральном уровне таковых 58, но мы участвуем примерно в 50 из них, чтобы иметь софинансирование собственных потребностей из бюджета страны.

Сказать, что на сегодняшний момент программы работают максимально эффективно, я бы на себя смелость не взял. Есть еще, над чем работать, этим и вызвано поручение губернатора провести актуализацию. Мы создали межведомственную рабочую группу, которая анализирует все программы на предмет адекватности имеющихся показателей и их достижимости теми средствами, которые в программы заложены. Не скрою, у нас есть некоторый финансовый лимит, который не позволяет в полной мере финансировать все программы. И, может, в таком случае оставить из 50 программ 30 наиболее значимых, но которые будут финансироваться полным рублем? Этим вопросом, в частности, и занимается рабочая группа. Более того, у нас есть договоренность с аналитическим центром Правительства Российской Федерации, который взялся нам помочь в этом направлении. Поэтому, я думаю, в конце февраля мы уже будем точно понимать, каким образом провести ревизию имеющихся программ и какие изменения в них необходимо будет вносить.

Не бояться ВТО

– Одним из показателей социально-экономического развития территории является рост заработной платы населения. Отражает ли он те позитивные изменения, которые происходят в области?

– Вполне. Сейчас средний уровень заработной платы по области составляет 17 700 руб., что на 14% больше показателя 2010 года. Реальный рост получается на уровне 4-5%. В среднем по России эти цифры несколько ниже — 12%, а реальный рост – 2-3%.

Равномерный рост произошел во всех отраслях экономики, а опережающий – в социальной сфере. Мы вошли в первые 16 регионов России, которые по заданию руководства страны максимально оперативно повысили зарплаты учителей. Более того, по инициативе губернатора части работников социальной сферы (педагогам и врачам дошкольных учреждений, домов-интернатов, учреждений начального и среднего профессионального образования – тем, кто не вошел в список, утвержденный Правительством РФ) заработная плата тоже была увеличена на 30%. На 50% повышена оплата труда медицинских работников школ-интернатов и детских домов. В 2012 году эта работа будет продолжена. Наша задача — сделать так, чтобы рост реальных доходов населения опережал темпы роста инфляции.

– И за счет чего планируется ее реализовывать? Бюджет-то – не резиновый…

– Вы правы. Для этого мы должны сделать существенный шаг: повысить производительность труда и в промышленности, и в социальных учреждениях. Только в наших учреждениях образования доля неэффективных расходов составляет порядка 26 процентов. А это – миллиарды рублей. В то же время, нельзя в один день уволить всех «лишних» сотрудников, сократить все малокомплектные школы. Нужно делать это взвешенно и — постепенно, советуясь с населением, создавая предпосылки для того, чтобы эти процессы проходили безболезненно. Но заниматься этим нужно будет обязательно.

Впрочем, если процессами, которые происходят в социальной сфере, мы имеем возможность управлять, то в том, что касается промышленности и сельского хозяйства, наши возможности ограничены. А именно тут мы, прежде всего, отстаем от мировых показателей, да и порой от среднероссийских. Мы уже говорили о том, что у нас 400 миллиардов руб. ВРП и более миллиона людей, занятых в экономической сфере. Выработка, вы понимаете, 400 тыс. руб. на человека. Эта цифра серьезно ограничивает нас, в том числе в вопросах увеличения зарплаты.

Проблему нужно решать за счет строительства новых предприятий. Не надо пытаться малыми средствами поддержать существующие предприятия, нужно развиваться только за счет новых технологий. Если мы не сможем обеспечить этого, то не добьемся показателей, заложенных в Стратегию социально-экономического развития.

– Вы говорите об этом в связи со вступлением России в ВТО?

– В том числе. Вступление в ВТО – это сигнал к тому, что необходимо менять технологии. Не сумеем в течение этого времени сменить технологии, проиграем конкурентную борьбу. Сумеем — у нас, наоборот, будут все возможности совершить рывок.

Нам не жалко тех фондов, которые сегодня существуют на наших предприятиях. Они все самортизированы. Если промышленник говорит, что у него самортизировано 80 процентов оборудования, то это не значит, что оно не работает. Это просто значит, что оно уже окупилось. Для его обновления, собственно, и идут амортизационные начисления в себестоимость. Так что у всех формальная возможность обновиться есть.

Кстати, не надо бояться вступления в ВТО. Сегодня дискриминация наших экспортеров значительно выше дискриминации зарубежных импортеров. Мне в свое время приходилось участвовать в процессе антидемпингового расследования, когда концерн Shell подавал иск к ОАО «Воронежсинтезкаучук» в один из европейских судов на то, что мы якобы занимались демпингом. И мы доказали, что продаем продукцию по той цене, которая позволяет нам получать прибыль. Да, у нас есть преимущества в виде более дешевой энергетики, стоимости труда, сырья, но если вы не можете делать дешевле, то какой вопрос к нам? Цена — это наше конкурентное преимущество, и этим мы хотим завоевывать рынок. Так что при наличии хороших технологий уже нас должны будут опасаться зарубежные производители, а не мы – их. В конце концов, смогла же не самая сильная китайская экономика совершить рывок вперед после вступления в ВТО, так почему этого не сделать теперь нам?

Развитие и понуждение

– Техническая модернизация всегда ассоциируется с привлечением инвестиций. Что в этом плане представлял собой уходящий год, и какие планы на год следующий?

– Два равно значимых для нас направления в привлечении инвестиций — это сельское хозяйство и промышленность. В сельском хозяйстве приоритетны инвестиции в развитие животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции. И сегодня мы можем говорить об очень серьезных проектах, реализуемых в этом направлении на территории области: на каждый из них будет потрачено от 8 до 18 млрд. руб.

Мы поддерживаем инвестиционные процессы, не только выделяя землю и помогая в получении разрешительной документации, но и прямой финансовой поддержкой, развивая для аграрных проектов инженерную инфраструктуру.

В промышленности же делаем упор на развитие индустриального парка «Масловский». Думаю, что в итоге мы сможем разместить здесь 18-20 предприятий. Далее будет уже проблематично, потому что для этого потребуется проводить модернизацию инженерной инфраструктуры. И главное — в этом случае может появиться серьезная экологическая нагрузка.

Сейчас, по моему мнению, настало то время, когда необходимо переносить инвестиционную активность в части промышленности на территорию муниципальных районов. Если мы не будем развивать промышленность там, то мы будем иметь много социальных проблем. Одного-двух предприятий, компактно размещенных на одной территории, будет достаточно. И условия для этого есть. У нас имеется много старых сельскохозяйственных активов — коровники, свинарники, которые сейчас не работают. В то же время, там есть электричество, есть вода — площадки можно было бы легко использовать.

– Но у таких площадок часто есть собственник, который может и не захотеть размещать на этой территории производство…

– Разумеется. Поэтому мы должны понудить (иного слова и не подберу) их к тому, чтобы они либо сами занялись их освоением, либо передали более эффективному собственнику.

Простой пример. Недавно в Калаче я познакомился с бывшим директором научно-исследовательского института, который занимается разработкой месторождения бентонитовых глин. Рядом с его месторождением есть старый сельскохозяйственный объект, к которому еще в середине 90-х годов за областные деньги были подведены все коммуникации, а потом он перешел в собственность к деревенскому «кулачку». Его попросили продать этот участок, чтобы построить на нем фабрику. Неподалеку расположено село, в котором за счет фабрики будет создано 150-180 рабочих мест.

Но собственник уперся и не хочет ничего продавать. У него на этой земле есть небольшой склад, и его устраивает, что склад расположен именно там.

Можно говорить о площадке бывшего филиала механического завода в Острогожске. В Нововоронеже полно таких площадок — а уж там-то точно имеется вся инфраструктура. Развивать их просто необходимо.

– О Масловской зоне говорится много. Периодически появляется информация о возможности создания Бобровской экономической зоны, Хохольско-Семилукской. В то же время промышленников интересует вопрос: будет ли создана в регионе особая экономическая зона федерального уровня наподобие ОЭЗ «Липецк»?

– В принципе, часть масловской площадки мы хотели бы иметь в статусе особой экономической зоны. Работу мы такую ведем, но она непростая, длительная по времени, тем не менее, она ведется. Есть распоряжение председателя Правительства РФ заниматься этим вопросом, министра экономического развития. Но если этот статус и будет получен, то не на всю зону, а только на одну четвертую ее часть. Ведь у особых экономических зон есть как свои плюсы, так и минусы. Там сложнее процедура принятия решения для размещения на ее территории резидентов, там работают управляющие компании с присутствием частного капитала. Хотя плюсов для тех производителей, которые много импортируют, конечно же, очень много.

Не поддаться соблазну

– Уже известны основные параметры областного бюджета на следующий год. Что интересного он принесет жителям региона?

– Прежде всего, мы увеличили меры господдержки для реального сектора экономики. По линии департамента сельского хозяйства эта цифра составит более 1,6 млрд. руб. Рост будет в районе 20%. Плюс к этому около 600 млн. руб. будет выделено на нашу совместную с ОАО «МРСК Центра» программу по строительству энергетических объектов для инвесторов в АПК. Увеличиваем меры господдержки для промышленных предприятий: как резидентов ИП «Масловский», так и компаний, работающих на других площадках. Только в дальнейшее развитие инфраструктуры ИП «Масловский» планируем вложить порядка 400 млн. руб. Около 300 млн. руб. пойдет на меры прямой господдержки для его резидентов.

В социальной сфере, как я уже говорил, бюджет адресной инвестиционной программы в итоге будет примерно тем же, что и в этом году.

Если говорить о цифрах бюджета, то уже в этом году мы показали практически 20-процентный рост собственных доходов, на будущий год тоже прогнозируем рост — на уровне 16%. Но надо понимать, что у нас есть скрытые резервы. Ведь мы пока не получаем доходов от вновь размещаемых производств, к которым применяем освобождение от уплаты налогов на срок от 3 до 5 лет. Думаю, серьезная отдача от этих предприятий в части налогов на имущество и на прибыль начнется ближе к 2014 году.

– Не думали на то время, пока налоговые поступления не вышли на запланированный уровень, воспользоваться возможностями для кредитования?

– Знаете, можно поддаться соблазну и пойти на заимствования с тем, чтобы решить какие-то сиюминутные проблемы, в том числе и социальные. Но губернатор говорит о рациональном объеме заемных средств. Да, какие-то заимствования мы производим, но они незначительные — в районе 3,5 млрд. руб. Хотя возможности наши гораздо выше. Мы могли бы, как многие области, являющиеся сейчас фактически банкротами, занять и 20, и 30 миллиардов, но чем потом их отдавать?

Мы получили в этом году кредитный рейтинг ВВ+ от компании Fitch. Этот рейтинг позволяет нам осуществлять заимствования не только в виде кредитов, но и в виде выпуска облигаций. Инструментов много, но ими надо пользоваться умело.