Газета,
которая объединяет

Навсегда – и с концами

Воронежцам надо быть готовыми к новым изобретениям удаленных мошенников

Пока в нашей области главенствуют обычные разводы: «сотрудник службы безопасности банка» выманивает у клиентов интимные данные их карт, иногда подключая подельников – якобы из полиции или «менеджеров» банка, и они списывают со счетов жертвы весьма крупные суммы – порой миллионы рублей. И число их жертв, причем самых разных возрастов, в Воронеже и области не уменьшается.

Однако прогресс не стоит на месте, и в последние месяцы появились такие нанотехнологии мошенничества, что просто диву даешься квалификации их исполнителей. Такую бы хитроумность – да в мирное русло…

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

«Сбер» сообщил об использовании телефонными мошенниками роботов, которые общаются с жертвами. Они рассказывают о подозрительных операциях с их счетами и предлагают решить проблему с фальшивой службой безопасности. Далее – по обычной схеме. Такие звонки чаще всего поступают с номеров, начинающихся с +7 495 или +7 499.

Пандемия мошенничества нарастает: за первые полгода 2020-го Центробанк заблокировал более 9700 телефонных номеров мошенников – вчетверо больше, чем за тот же период 2019-го. Причем почти 80% звонков было от имени банков с подмененных номеров. «Успешными» стали более 360 000 случаев мошенничества; потери жертв – свыше 4 млрд руб. Из них банки вернули клиентам 12,1% – 485 млн руб.

Еще в ноябре высшей ступенью технологий удаленных мошенников можно было считать вал фейковых сайтов делового издания «Росбизнес­консалтинг». Мошенники зарегистрировали около сотни фальшивых доменов с префиксом «rbk», а с июня их число превысило 1500! И на всех этих поддельных ресурсах мошенники трудятся, как грузчики, выманивая персональные данные жертв и деньги.

Клоны имитируют сайт РБК доменами формата rbk-***.ru, что подтвердили в фирмах «Лаборатория Касперского», Qrator Labs и Bi.Zone («дочка» Сбербанка). В частности, на них опубликована фейковая новость о том, что государство якобы обязало газовые компании создать «единый проект по заработку». Гиперссылка в ней направляет читателя на мошеннический ресурс «Газ Руси», который предлагает зарабатывать на торговле нефтью и газом. Еще и подгоняет: мол, осталось только 10 свободных мест! И все это – в обрамлении обычной для РБК бегущей строки с котировками валют и акций плюс логотип мифического Министерства цифровой деятельности РФ. Жаждущему присоединиться к торговле нефтью и газом предлагается быстренько заполнить форму и отправить мошенникам свои персональные данные.

После этого с жертвой связываются и убеждают перевести деньги на якобы ее счет для участия в биржевых торгах. И наивные «волки с Уолл-стрит» переводят их – навсегда и с концами.

В Bi.Zone фиксировали атаки на РБК с июня 2020-го, но тогда их было немного, а теперь идет просто вал фейков. Причем некоторые сайты-клоны относительно невинны, их добыча – доход от рекламы. А другие добывают у жертв важную информацию – пароли, данные банковских карт и так далее, и главное, конечно – немалые суммы.

Отличить поддельный сайт РБК от настоящего можно: в адресе клона, например, буква О обозначена как ноль. Или добавлена цифра. Используют также приставки info, org, 24 и т. п. Кроме того, клоны могут отличаться качеством верстки: блоки и картинки на них накладываются друг на друга, текст отображается некорректно, есть орфографические ошибки, даты новостей неактуальны. Да и дата создания клона достаточно свежая, в отличие от настоящего РБК, нет форм обратной связи. Кроме того, на поддельных сайтах контакты практически всегда липовые.

Избежать общения с мошенниками можно, самостоятельно вводя адрес РБК в поисковике и добавляя к запросу фразу «официальный сайт компании».

По данным «Лаборатории Касперского», за полгода 2020-го количество сайтовклонов превысило 23 тыс. – втрое больше, чем за тот же период 2019-го. Число посетителей их выросло за год в два раза, превысив 27 млн. Потенциальную сумму ущерба в первом полугодии 2020-го оценили в 8 млрд руб.

ОСТАЛЬНОЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ

Жизнь между тем продолжается, и для развода воронежцев на крупные суммы вполне хватает уже отработанных способов, которые все больше напоминают наперстки, но остаются убийственно эффективными.

В конце ноября, например, 12 «успешных» звонков воронежцам принесли удаленным мошенникам около 5 млн руб., причем риск, что им наденут наручники, минимален; карманники и грабители могут только позавидовать такой добыче.

Вот жительнице Воронежа на мобильник позвонил неизвестный, представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил, что с ее банковской карты хакеры пытаются списать деньги. Женщина ответила, что на ее карте денег нет. Жулик поинтересовался, а нет ли у нее еще каких-нибудь вкладов или карт (!). Она позвала мужа 62 лет, и тот объяснил мошеннику, что на его супругу в одном из банков открыт счет с их сбережениями, и завтра он выполнит все нужные действия по их спасению.

Ночь не добавила этой паре сомнений, и утром мужчина пришел в банк, обналичил 2 790 000 руб., созвонился с мошенником и собственноручно перевел все деньги на 16 его счетов. Лишь когда тот прервал связь, пенсионер понял, что они с женой остались у разбитого корыта, и обратился в полицию.

Разве это не апофеоз наивности? Как будто эта пожилая пара живет на дальнем хуторе, где нет газет и телевизора, которые регулярно информируют о подобных схемах; даже в платежках ЖКХ рассказывают!

Еще в этом году бурно расцвела «кредитная» схема мошенничества. Она удобна преступникам тем, что в этом случае на карте жертвы денег может и не быть. А ее обрабатывают так, что она сама вешает на себя кредит, а деньги переводит мошенникам.

Типовой случай: в Богучарском районе 47-летней женщине на мобильник позвонил «сотрудник банка» и сообщил, что ей одобрен кредит. Та объяснила, что не подавала никакой заявки. А звонивший сообщил: значит, это сделали мошенники. И теперь надо вывести 470 000 руб. на безопасный счет и вернуть банку, чтоб за ней не числился долг. Как? Снять эти деньги в ближайшем банкомате и перевести банку. Она послушно отправилась к терминалу, обналичила средства, не переставая говорить по телефону с мошенником, и в несколько приемов перевела деньги на указанные им счета.

Мысль зайти в банк и пообщаться с персоналом о своем «кредите», почему-то не пришла ей в голову.