Газета,
которая объединяет

Махнуть на Домбай

Чем может удивить один из самых известных горных туристических объектов

Местные жители очень обижаются, когда туристы говорят, что приехали «на Домбай», ведь это поселок, и с точки зрения русского языка правильнее использовать предлог «в». Но по смыслу первый вариант более точный – сам поселок весьма маленький и скучный, а люди едут ради того, что вокруг – горы, реки, озера, водопады, а зимой еще и снега. Ваш корреспондент недавно побывал там.

ВРЕМЕНА ГОДА

На заглавном фото хорошо видно, что такое Домбай. В горах встретились два ущелья, на «перекрестке» вырос поселок. Место удобное, во все четыре стороны можно отправляться в поход – и везде будет красиво. А рядом еще гора Мусса-Ачитара, которая отлично подходит для горнолыжного спорта.

Такие нехитрые особенности делают этот уголок притягательным для туристов в любое время года. Летом сюда приезжают любители альпинизма и горных трекинговых походов. Еще с советских времен эта тема тут исследована по крупицам. Разработана масса маршрутов, сохранилась даже кое-какая инфраструктура. Сегодня это направление не так популярно, как раньше, но свои фанаты у него остаются.

Весной и осенью Домбай может заинтересовать красивой природой. Все иллюстрации для этой статьи сделаны осенью. Разноцветные деревья, дни с низкой облачностью, переливающиеся на солнце горные вершины, буйство красок – прекрасное время для фотографов, художников и просто любителей умиротворенно смотреть на прекрасное. А еще очень красивая Военно-Сухумская дорога. До Сухума по ней, конечно, сейчас не доедешь, зато фотографировать ее можно всегда – она очень живописна.

Зима – рай для горнолыжников: по уровню инфраструктуры Домбай, безусловно, до Европы недотягивает, но здесь кататься россиянам получается дешевле. А в этом году, по понятным причинам, особого выбора ни у кого не будет. Четыре канатные дороги есть, освещение трасс есть, прокаты, ремонты, общепит и гостиницы тоже имеются – минимальный набор благ для горнолыжников обеспечен.

СТОРОНЫ СВЕТА

Перед въездом в Домбай можно ставить камень, как в русских сказках – с указанием того, что найдешь, если пойти в разные стороны. Направо – Алибекское ущелье. Если пройти 6,5 километра, то можно дойти до одноименного водопада, одолеть еще километр – взору откроется прекрасное Турье озеро. Часть маршрута можно преодолеть на внедорожнике (если нет своего, то местные жители за плату всегда отвезут на УАЗе), но оставшийся путь только пешком.

Налево – ущелье реки Домбай-Ульген. Тут расстояния побольше. До Чучхурских водопадов километров десять, еще 2-3 километра нужно пройти до ледников. Дорогу не назвать очень сложной, но пара крутых подъемов на маршруте имеется. На такой поход нужно выделять весь день.

Прямо идти проще всего. До водопада Чертова мельница всего километр, до Софруджинских водопадов еще два. Правда, дорога не самая простая – сплошные камни и перепады высот. Впрочем, за пару часов ее одолеет и не очень подготовленный человек.

Есть еще и альтернативное направление движения – вверх. Что делать на горе Мусса-Ачитара зимой, понятно, а что в другие времена года? Любоваться! Виды там всегда шикарные. В Домбае аж четыре канатные дороги. Казалось бы, можно запутаться, но нет. Четвертая, так называемая югославская, работает только зимой. Первая и вторая, новая и маятниковая, идут почти рядом, отличаются лишь ценой и комфортом: в первой едешь сидя в отдельной кабине, во второй стоя, так сказать, в общем вагоне. Третья, кресельная, чуть в стороне, и только относительно нее нужно думать о выборе. Рассказы в интернете, что на «кресельке» страшно, качает и вообще она почти развалилась, оказались преувеличенными. Ехать вполне нормально, а кроме того, в пути проводишь больше времени, неспешно осматривая окружающие красоты. Вот только безналом «кресельку» не оплатить, и никаких чеков там не дают.

До всего вышеописанного можно добраться пешком из поселка, а если в программу добавить поездки на автомобиле (или такси местных жителей), то количество вариантов увеличивается в разы. Бадукские озера, водопад Шумка, Косыгинская поляна, озеро Туманлы-Кель… К последнему вообще можно подъехать прямо на машине, отличный вариант для тех, кого пешие походы не привлекают.

В общем, программу на 3-5 дней на Домбае можно составить отличную и нескучную, и это даже без горнолыжки и горного трекинга.

НЮАНСЫ

Справедливости ради нужно сказать не только про сильные туристические стороны Домбая, но и про минусы. Их нельзя назвать сильно критичными, но неприятно удивить они могут.

Во-первых, в поселке повсеместная платная парковка. Даже около многоквартирных домов в спальных «районах» поселка находятся какие-то люди в будках, которые взимают мзду. Как бы за охрану, но и так все понятно. Свободной земли, чтобы припарковаться бесплатно, в поселке практически нет.

Во-вторых, дым от шашлыков по вечерам. Их жарят, кажется, вообще в каждом доме. И ладно бы пахло самими шашлыками, но пахнет дымом. Весь поселок вечером погружается в какой-то смог, который чем ближе к центру поселка, тем гуще.

В-третьих, тотальный контроль Тебердинского заповедника. Грустно, но почти все вышеописанные достопримечательности платные. Государственная организация взимает плату за проход по лесной тропинке. Суммы от 100 рублей за посещение водопада Шумка до 300 рублей за поход на Бадукские озера. Вроде бы, не так уж и много, но если составлять программу на 3-4 для, то 1000-1500 рублей на человека набегает. Кроме того, время посещения природных объектов ограничено: если на те же Бадукские озера приехать после обеда, то банально не пустят, ибо считается, что тогда турист вернется уже слишком поздно.

Не то чтобы эти нюансы сильно мешали и могли бы отговорить от поездки, но иметь их в виду нужно. Как ехать на Домбай? Лучше всего на своей машине, потому что поездов там нет вообще, а от ближайшего аэропорта нужно долго ехать на такси. Если машины нет, то оптимальнее всего купить готовый тур, благо место популярное и туристов сюда из Воронежа возит большое количество операторов.