Газета,
которая объединяет

«Классный» подход

Почему одни дети будут ходить в школу, а другие – учиться дома у компьютера
Рубрика: Социум№82 (2447) от
Автор: Наталия Осадчая

Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.

ОПЫТ УЧЛИ

Сразу же после заседания оперштаба 5 ноября руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов встретился с журналистами и пояснил, по какому принципу будут обучаться воронежские школьники. Речь пока идет о двухнедельном периоде, как будет строиться образовательный процесс дальше, зависит от развития ситуации с коронавирусом.

Ученики начальной школы не способны без помощи учителя усваивать материал. Весенняя дистанционка родителям далась тяжело, не раз озвучивалось, что им приходилось самим становиться учителями, а на работе брать отпуск без содержания, потому что ребенок не мог один находиться дома и к тому же учиться.

– Мы учли полученный опыт и пожелания родителей, а потому учащиеся 1–4 классов будут обучаться очно, как обычно, но с небольшими корректировками, – сообщил Мосолов. – Мы просим образовательные учреждения внести незначительные изменения в программу и минимизировать общение детей с другими педагогами, чтобы для общения оставался один учитель. Так будет уменьшено количество контактов.

Педагоги считают, что у пяти- и шестиклассников уровень самостоятельности еще полностью не сформирован, хотя некоторые вещи они могут выполнять уже без учителя. Однако прямое консультирование преподавателя в определенных случаях все еще требуется. По этой причине дети в 5–6 классах будут учиться по смешанному принципу: два дня очно, остальные – дистанционно. Какие предметы ставить при очном обучении и в какие дни, будет решать непосредственно школа. Скорее всего, такие предметы, как пение, физкультура, рисование, останутся только в дистанционном варианте.

Впрочем, Мосолов отметил, что ненужных предметов нет и что от физкультуры никто отказываться не собирается – движение очень важно. И он напомнил о поисках учителями физкультуры интересных форматов для заочного обучения, чтобы всех учеников вовлечь в процесс движения.

Что касается 7–11 классов, то в департаменте образования считают, что это та категория школьников, которые уже способны учиться исключительно с применением информационных технологий, то есть дистанционно.

Мосолов посоветовал не беспокоиться родителям старшеклассников по поводу ЕГЭ. По его словам, педагоги обладают всеми необходимыми инструментами, чтобы подготовить учащихся к сдаче экзамена как в очном, так и в заочном формате.

О КАДЕТАХ, КРУЖКАХ И НАРУШИТЕЛЯХ

Во многих интернатах учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, требующие коррекционного обучения, и для них дистанционный формат будет неэффективным, а потому принято решение оставить очную форму.

Обучение кадетов тоже носит специфичный характер. Ребята продолжат учиться очно, но общение между группами ограничат.

– Мы обратились к руководству этих заведений с просьбой на две недели ограничить увольнительные, и просим родителей отнестись к данной мере с пониманием, – сказал Мосолов.

Что касается групп продленного дня, то требования к ним остаются прежними – группа может работать только для одного класса. Сейчас они актуальны только для начальной школы.

Учреждения допобразования работают в прежнем формате – дистанционно или индивидуально. Чиновник еще раз объяснил, почему существуют такие ограничения:

– Если дети придут на продленку из разных классов, в какой-нибудь кружок из разных школ, то при контакте с заболевшим инфекция очень быстро разнесется по многим учебным заведениям.

Журналисты обратили внимание чиновника, что в Воронеже некоторые частные развивающие и образовательные учреждения предлагали свои «продленки» – то есть дети приходили туда не только из разных классов, но и школ, а потому риск был немалый. Чиновник сообщил, что, если в департамент поступит сообщение о такой деятельности, они

имеют право привлечь организацию к административной ответственности, поскольку то, что они предлагают – незаконно, и призвал нарушителей отказаться от порочной практики. Пока в департаменте нет случаев привлечения к ответственности подобных нарушителей.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ? ЭТО НЕКОРРЕКТНО

Мосолов заметил, что при дистанционном обучении фраза учителя «домашнее задание» звучит некорректно.

– Мы не говорим о том, что домашних заданий не должно быть вообще, речь идет, скорее, о формулировке – ведь дистанционное обучение складывается из того, что учитель дает ученику определенный объем заданий, который ребенок должен выполнить самостоятельно, чтобы усвоить тему.

Он рассказал, что принципы дистанционного обучения поменялись и должны стать более эффективными. Летом 8 тыс. воронежских учителей прошли курсы повышения квалификации, 12 тыс. улучшали свои навыки в различных модулях, где немало тем было посвящено именно заочному формату. Кроме того, классные руководители проходили обучение, как эффективно организовывать общение с детьми и родителями дистанционно. Технические возможности интернет-платформ, которые используются для проведения уроков, расширены, а потому количество сбоев и «зависаний» должно уменьшиться.

ПО ЖЕЛАНИЮ – ДИСТАНЦИОННО

Журналист «Берега» попросил рассказать чиновника о праве родителей переводить детей на дистанционное обу­чение независимо от того, в каком классе они учатся. Дело в том, что в сентябре заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко сообщил, что родители теперь имеют право перевести своего ребенка на дистанционное обучение в любой школе страны. Такая возможность предоставлена в случае, если родители сомневаются в эпидемиологической безопасности при нахождении в школе своего ребенка. При желании перевести ребенка на домашнее обучение достаточно простого заявления на имя директора школы, пояснял замминистра.

В министерстве тогда рассказали об общих принципах обучения оставшегося дома ребенка: в отличие от классического дистанционного обучения с помощью компьютера учащийся должен подключаться к уроку в «прямом эфире». Он слушает урок и записывает домашнее задание наравне с теми учениками, которые присутствуют на уроке очно. Но вот все ли классы готовы к таким трансляциям – вопрос, по-видимому, пока еще открытый.

Мосолов подтвердил право родителей о переводе детей на иную форму обучения.

– Нужно обратиться в учебное заведение с заявлением. На сайте школы размещены возможные формы такого обу­чения, и родители могут выбрать то, которое подходит им. Есть экстернат, семейное обучение.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Оперативный штаб по борьбе с коронавирусом рекомендовал вузам и колледжам Воронежской области сохранить дистанционный режим обучения в течение двух недель – с 9 по 25 ноября. В настоящее время в регионе онлайн обучаются около 93% студентов.

КСТАТИ

Перед началом осенних каникул 7-8% учителей Воронежской области были больны. Ковид это или банальное ОРВИ, неизвестно. Что касается детей, то отсутствовали на занятиях по причине коронавируса, ОРВИ и гриппа 8,7%.