А зоны здесь тихие
Удивительные коленца порой откалывает жизнь! Вот и выкинула в очередной раз: ресурс «Русь сидящая» заявил, что в каждой второй колонии есть тюремный колл-центр по обзвону клиентов банков и что в большинстве случаев их «обустраивает» руководство колоний и различные надзорные органы.
А «менеджерами» в центрах – блаткомитет: смотрящие и их ближний круг; они понуждают заключенных обзванивать мирных граждан, а если кто противится, угрожают избиением и голодом.
БЛАТКОМИТЕТ
Решить проблему глушилками не удается: их отключают сотрудники колоний, как это было, например, в «Матросской тишине». И расследование спецслужб в той же «Тишине» закончилось традиционно: «стрелочниками» сделали опера и инспектора ФСИН. Это они, мол, организовали в знаменитой тюрьме колл-центр из полусотни заключенных и пронесли туда оборудование на 7 млн руб.
Тут поневоле вспоминается, как в сводках воронежской полиции не раз сообщалось, что телефонные мошенники звонят из зон жертвам, а УФСИН регулярно фиксирует случаи переброса в колонии пакетов с мобильниками – намного чаще, чем попытки доставить сидельцам спиртное или наркотики.
И тут на тебе – весть о колл-центрах в СИЗО и колониях. Но зачем же тогда несут туда десятки мобильников?
А почему бы и нет? Добыча – миллионы из воздуха, а персонал полностью подконтролен – как на руднике. Задавать вопросы пресс-службам УФСИН бесполезно, ответ может быть только один: да как вы смеете делать такие предъявы?! Причем в обоих случаях: как при наличии колл-центров, так и при их отсутствии.
В этом году воронежская полиция практически не сообщала об «удаленных» мошенниках на зоне. Нету их больше? Вывели? Поставили глушилки? А на что глушилки – на мобилы мошенников или на информацию о колл-центрах?
Сплошные вопросы.
ТЮРЕМНЫЕ НАНОТЕХНОЛОГИИ
Хорошо, что нашлись могучие защитники версии о колл-центрах в спецучреждениях. Сбербанк с начала года зафиксировал под 3 млн обращений клиентов о попытке мошенничества – вдвое больше, чем год назад: за первые 8 месяцев 2019-го антифрод-система Сбербанка спасла от кражи 25,3 млрд руб. клиентов, а за те же месяцы 2020-го – уже 42,4 млрд
Речь идет о хорошо поставленном бизнесе с бухгалтерией, отчетностью, обучением персонала технике и способам развода клиентов, с компьютерной подменой своих номеров на официальные номера банков.
Есть, конечно, одиночки – их иногда ловит полиция, часть звонков идет из других стран, но Сбербанк считает, что мошеннические колл-центры есть в каждом третьем учреждении ФСИН. А «Русь сидящая» – что в половине.
Интернет полон сканов забавных эсэмэсок и записей разговоров, в которых заключенные, обломавшись, переходят на тюремный жаргон и выдают правду. Сбербанк, например, рассказал о записанной беседе, в которой мошенник признался, что сидит в колонии на рабочем месте и должен давать норму, а если не даст, ему будет худо.
Сбербанк обращался к правоохранителям, но ничего не добился. Тогда он представил сотовым операторам номера телефонов мошенников и координаты учреждений ФСИН. И оказалось, что только в августе 2020-го из двух учреждений совершили по 500-600 удачных мошенничеств, а из «Матросской тишины» – 225.
Мало. Но тому есть причина: в июле по заявлениям Сбера «Тишину» обшмонали, изъяли сим-карты и оборудование. Официально заявлено, что колл-центр был организован рядовым инспектором и опером, а начальство, как обычно, не в курсе. Но колл-центр из «Матросской тишины» и после этого продолжил потрошить карманы россиян. Обилие мобильников на зоне ФСИН объясняла тем, что их проносят родственники и адвокаты осужденных. Но после введения ограничений из-за коронавируса их пускать перестали, а «удаленные» мошенничества продолжились.
Бизнес этот – волшебный! Расходы минимальны, заключенных содержит государство, обеспечивая им пропитание и крышу над головой. При этом сами «звонари» доступа к деньгам не имеют: они поступают на карточки работодателей. Обналичивают их элементарно: сажают десяток человек в микроавтобус, дают им карточки и везут по банкам.
Когда Сбер и сотовые операторы показали ФСИН схему, на которой координаты телефонов привязаны к конкретным колониям, система никак на это не среагировала. Причину давно указал Карл Маркс: нет такого преступления, на которое не пойдет бизнес ради прибыли в 300%. А здесь больше!
Сбербанк запустил в начале 2020-го сервис: любой клиент может проверить, была ли его карточка объектом мошенничества, и пожаловаться. Банк получил больше полумиллиона жалоб, по которым было заблокировано 30 тыс. номеров – огромный простор работы для полиции. Но ей это надо – брать на себя полмиллиона «висяков»?
Тогда банк обратился с этой горячей проблемой в Совет безопасности, и руководство ФСИН вместо того, чтоб истребить колл-центры огнем и мечом, заявило, что для борьбы с ними ей надо 3 млрд руб. На глушилки. Хотя эксперты утверждают, что полоса частот глушилки ограниченна, а современные средства связи используют такую широкую полосу, что игра с глушилками не стоит свеч.
Вместо выделения 3 млрд руб. на глушилки проще было бы посадить сотрудников ФСИН, которые получают деньги от этого бизнеса, за мошенничество. Но почему-то начальник «Матросской тишины» после обыска ее не был уволен. Или он не знал о подпольном колл-центре в своей вотчине, и тогда должен быть уволен за профнепригодность, или знал – а это совсем другое дело.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Развод продолжается
20 октября «удаленные» мошенники взяли в Воронежской области новую высоту: 16 местных жителей отдали им около 5 млн руб.; до этого рекорд был вдвое меньше.
Жительнице Воронежа 26 лет позвонил «сотрудник службы безопасности банка» и сообщил, что ей одобрена заявка на кредит. Она удивилась: мол, не подавала я никакую заявку. А тот говорит: значит, это мошенники шуруют! Надо вывести 1 949 000 руб. и вернуть их банку, чтоб за ней не числился долг по кредиту. Далее жертву переключили на «менеджера банка», и тот объяснил, что деньги надо снять в банкомате и перевести банку. Под разговор по телефону с «менеджером» (это обычная уловка телефонных мошенников – держать жертву на поводке) женщина сняла деньги и провела ряд операций по зачислению их через другой банкомат на несколько указанных ей счетов. После чего мошенники исчезли с добычей.
А воронежца 69 лет лишили 1 030 000 руб. «Безопасник» банка ему сообщил, что с его карты переводят деньги во Владивосток, и теперь, чтоб отменить эту операцию, банку нужен номер карты. Пенсионер его дал, и мошенник сообщил, что операция завершена успешно, но теперь надо пресечь аналогичные случаи с его счетами в других банках: снять деньги и положить их на новый счет. Пенсионер отправился к банкомату, продолжая говорить по телефону, обналичил деньги и перевел их на указанные ему счета.