Газета,
которая объединяет

Тоньше, но прочнее

Качество дорожного покрытия проверяют в ультрасовременной лаборатории
Рубрика: Социум№61 (2426) от
Автор: Наталия Осадчая

Даже те, кто отрицает положительные изменения в нашей жизни, соглашаются, что автомобильные дороги – городские, межмуниципальные, федеральные – становятся более качественными. Приведение дорог в нормативное состояние во многом стало возможно благодаря национальному проекту. Их качество и состояние оценивается приборами и специалистами в современных лабораториях. Мы побывали в одной из таких.

МАШИНА ВРЕМЕНИ

В воронежском филиале ФАУ «РосдорНИИ» во вторник, 25 августа, прошла презентация уникальной лаборатории, подобных в России еще две – в Москве и Ростове. Воронежская – открылась 1 апреля 2020 года.

– Качество позволяет экономить, дает долговечность службы автодорог, увеличивает межремонтные сроки. И государство приняло решение передать нашему институту функции Общеотраслевого центра компетенции, – рассказал заместитель директора по организационной деятельности Общеотраслевого центра компетенций ФАУ «РосдорНИИ» Юрий Беляев. – Задача нашего центра – оказывать содействие регионам в строительстве хороших дорог. Они должны соответствовать всем параметрам, которые прописаны нормативными документами. Когда мы этими вопросами занялись, поняли, что без лаборатории нам не обойтись.

В пяти залах воронежской лаборатории проводятся испытания различных дорожно-строительных материалов, смесей и проб покрытий. Насколько надежным будет дорожное полотно, можно узнать еще до начала работ – этакое путешествие в будущее. Сотрудники лаборатории по различным стандартам создают смесь, которая предполагается к укладке, после чего на вальцовом уплотнителе изготавливаются образцы для последующих испытаний.

Полученный образец «дороги» проверяется на установке для оценки стойкости к колее­образованию, учитывая воздействие осадков. Различные виды реометров позволяют оценивать устойчивость к трещинообразованию, к температурным перепадам. Есть аппаратура, которая всего за сутки может искусственно состарить асфальт на 20 лет. Можно выяснить, выдержит ли новая дорога воздействие шипованной резины, которая стала настоящим испытанием для российских автодорог. Всего в лаборатории – почти 500 комплектов средств измерений и испытательного оборудования дорожного покрытия.

С применением подбора смесей срок службы покрытия увеличивается на 20-40%.

НАДЕЖНО И СОВРЕМЕННО

– Сейчас при дорожном строительстве используется широкий спектр материалов и смесей. Мы как заказчики стремимся получить максимально высокое качество, – рассказал руководитель департамента дорожного хозяйства Воронежской области Максим Оськин. – При строительстве федеральных дорог исполнители уже пользуются подобными лабораториями. Наша задача – расширить область применения также среди муниципальных заказчиков. Не всегда дорожники собственными силами и своими лабораториями могут отвечать за качество, за долговечность того продукта, который мы заказываем – бывают и серьезные нарекания к их работе.

Оськин добавил, что последние годы встречается все меньше случаев «умышленного» брака.

– Но расслабляться не нужно. Центр выделяет огромные средства регионам, и, просчитавшись раз, можно опять порочную практику продолжить, – считает чиновник. – Сейчас в среднем на одном из десяти проверенных объектов обнаруживается два-три нарушения технологий, но все это обычно пресекается на начальном этапе. Мы будем рекомендовать дорожным организациям пользоваться такими лабораториями. Это надежно и современно.

УВЕЛИЧИТЬ СРОК СЛУЖБЫ

Мониторинг качества дорог проводится не только в процессе ремонта или строительства, но и в период их содержания. Из девяти тысяч автомобильных дорог области специалистами воронежского филиала «РосдорНИИ» выборочно диагностируются дороги протяженностью примерно семь тысяч.

– Департамент проводит свою диагностику дорог, выясняя, насколько они не соответствуют нормативам, а мы – свою, – рассказал директор воронежского филиала Александр Целковнев. – Таким образом получается более объективная картина.

Он пояснил: может оказаться, что дорога, состояние которой должно ухудшиться, к примеру, через пять-десять лет, начнет вдруг разрушаться через три года. Тогда проводится анализ бетона: правильная ли смесь использовалась при строительстве.

– Нацпроект ставит еще и такие вопросы, как внедрение новых технологий, – продолжил он. – В прошлом году посыл был – 10%. В этом году воронежский департамент докладывает, что по нацпроекту новые технологии внедрены на 100%. Теперь в конце года будем смотреть, какой результат дают новшества.

По мнению Целковнева, в идеале каждая подрядная организация должна иметь свою лабораторию, которая будет следить за смесями, поставляемыми на объект.

– Мы не хотим замещать службу заказчика. Мы даем экспертные рекомендации – какие технологии использовать, какие нормативно-прочностные характеристики, – уточнил Беляев.

Специалисты рассказали, что задача современных исследований – сделать верхний слой как можно тоньше, но прочнее. Это так называемый слой износа, который разрушается в зависимости от интенсивности движения. Его легко заменить. Такой подход к строительству и ремонту дорог давно практикуется в Германии. Дорожная одежда (нижний слой) должна создаваться на столько лет, на сколько планируется эксплуатация дороги до полной ее реконструкции – например, на двадцать.

– Наша задача – добиться, чтобы на региональных дорогах, где интенсивность движения от двух до четырех тысяч автомобилей в сутки, верхний слой работал 10-12 лет, – подчеркнул Целковнев.

КСТАТИ

В настоящее время гарантийные обязательства на верхний слой покрытия составляют в среднем четыре-пять лет, что прописывается в каждом договоре. В течение этого срока подрядчик должен исправить за свой счет те дефекты, которые обнаруживаются в период гарантийных обязательств.