Газета,
которая объединяет

Сохранить нельзя растратить

О секрете профессиональной состоятельности детского хирурга
Рубрика: Люди дела№44 (2409) от
Автор: Ольга Бренер

В нашем новом проекте «Нормальные люди» мы будем рассказывать о профессионалах, которые, независимо от специальности, стали ее украшением и делают на своем рабочем месте мир вокруг лучше. И еще одна особенность этих публикаций – героев для них выбирают сами воронежцы. В общем, ждем ваших новых предложений. Сегодня – рассказ о детском хирурге Марии Щекиной.

ДАЧНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Людмила Анатольевна Мазина до сих пор не может рассказывать без слез, как два года назад она чуть не потеряла 11-летнего внука.

– Мы отдыхали на даче в Углянце, и Юра жаловался, что у него побаливает бок. Но я подумала – может, застудил спину во время купания. А тут надо было помочь пересадить соседа со сломанной ногой в машину. После этой нагрузки у мальчика поднялась высокая температура. Вызвали «скорую». Привезли в хирургическое отделение 2-й областной детской больницы. Нас приняла молодой дежурный хирург Мария Щекина и сразу начала готовить Юру к операции, – рассказывает «Берегу» Людмила Анатольевна.

Юру увезли в операционную, предупредив бабушку, что операция займет от силы час. Когда прошло два часа, женщина забеспокоилась. Через два с половиной была в отчаянии. Оказалось, что мальчика госпитализировали уже с перфорацией, то есть разрывом аппендикса, начался разлитой перитонит. Юру спасла бригада молодых хирургов.

– Отношение молодых врачей меня поразило. Это сочетание профессиональной ответственности и полной душевной вовлеченности не характерно сейчас не только для молодых, а вообще для нашего времени. А тут я вдруг поняла, что я не одна. Уже два года прошло, а я по-прежнему могу позвонить Марии Владимировне в любое время. Эта доктор изменила мое критическое представление о молодых, – рассказывает Людмила Мазина.

ВАЖНОСТЬ НАСТАВНИЧЕСТВА

– Осложненный аппендицит у Юры протекал с неярко выраженной болью, и такое в хирургической практике бывает все чаще. Из-за огромного нового спектра антибиотиков кишечная флора изменилась – поэтому течение болезни стало более смазанным. В общем, когда мальчика привезли в отделение, я сразу заподозрила деструктивный аппендицит, и мы начали немедленно готовить ребенка к операции. Но когда я вошла в брюшную полость, то увидела разорванный аппендикс. Очаг инфекции еще не был «расплавлен», мы успели его убрать, просанировали брюшную полость, еще раз внимательно просмотрели весь кишечник и начали зашивать. Юре потом еще предстояло долгое восстановительное лечение.

Ощущение угрозы не покидает никогда. Идешь в операционную удалять аппендицит, но в голове держишь самые сложные случаи.

Сейчас я заведую консультативно-диагностическим центром и продолжаю оперировать. А пришла в нашу 2-ю областную детскую больницу сразу после ВГМУ в 2012 году. А еще раньше, с 3 курса начала работать здесь медсестрой. Для хирурга все начинается с инъекций, перевязок, затем объемных пункций. И только потом – операции. В этом старейшем воронежском лечебном учреждении из поколения в поколение формировалась прочная традиция наставничества. Без наставников в медицине делать нечего. Только благодаря им формируется клиническое мышление. Для меня такой наставник на всю жизнь – хирург гнойно-септического отделения Ангелина Михайловна Мансурова. Под ее руководством я провела свое первое дежурство в ординатуре и свои первые сложные операции. Это был посттравматический разрыв селезенки, осложненные дивертикулы Меккеля и два осложненных аппендицита с

развитием перитонита. Она не побоялась взять меня ассистировать. Ангелина Михайловна также научила меня правильно разговаривать с нашими маленькими пациентами и с их родителями – так, чтобы собрать правильный анамнез для постановки точного диагноза. Ведь под клиникой аппендицита может протекать даже пневмония. В моей практике уже было четыре таких случая. Но в нашей больнице наставничество настолько органично встроено в рабочую рутину, что и главврач Сергей Алексеевич Авдеев, и замглавврача Николай Владимирович Глаголев всегда помогают лично, в любое время суток. Ведь дежурить ответственным хирургом очень сложно. В это время на тебе вся Воронежская область, и неприятный сюрприз может случиться в любой момент.

ПРИЧИНЫ И ИСТОКИ

– Я выросла в семье, где экстремальный режим стал привычкой, нормой жизни. Отец – хирург, завотделением в областном онкодиспансере. Мама – детский онколог. Каждый из них в любое время суток мог прервать домашние дела и уехать на срочную операцию. За столом – всегда разговоры о сложных пациентах. Одноклассники удивлялись: «Как ты можешь жить в таком экстриме?» Но я уверена, что в экстренную медицину надо приходить осознанно. Остальные отсеиваются.

Любимые книги – все равно связаны с профессией. Люблю перечитывать «Очерки гнойной хирургии» Валентина Войно-Ясенецкого 1952 года издания. И вижу, что мы все реже сталкиваемся с описанными тяжелыми случаями. Раньше детки с очагом остеомиелита моментально уходили в сепсис, а сейчас такого почти нет. Недавно с удовольствием прочитала трилогию английской писательницы Дженнифер Уорф «Вызовите акушерку». И самая главная книга, которая повлияла на меня в профессии «Дорогой мой человек» Юрия Германа. Многие хирурги вдохновляются этой книгой.

Чтобы себя сохранить – надо себя растрачивать, теперь я уверена. Да, я оставляю пациентам свой сотовый телефон. Потому что после каждой операции очень переживаю. А самое приятное для детского хирурга – это улыбка на лице прооперированного ребенка. Вчера он плакал от боли, а сегодня уже встал и пошел. У деток это все быстро получается.

В ТЕМУ

За верность долгу

Список наград Воронежской области может пополниться почетным знаком «За верность медицинскому долгу». Соответствующий законопроект, внесенный губернатором Александром Гусевым, опубликован на портале областной Думы.

Этим знаком власти планируют награждать тех, кто внес «значительный вклад в развитие здравоохранения, медицинской науки, лекарственного обеспечения, в подготовку квалифицированных специалистов для медицинских организаций». Для того чтобы претендовать на эту награду, нужно иметь стаж работы в сфере здравоохранения от десяти лет.

Предполагается вручать почетный знак не более чем пяти медикам в год.

КСТАТИ

С начала статистического наблюдения за пандемией коронавируса в Воронежской области COVID-19 был выявлен у 1185 медицинских работников. Медики составляют шестую часть всех заболевших воронежцев.

В областном департаменте здравоохранения пояснили, что страховые выплаты (68,8 тыс. руб.), полагающиеся медицинским работникам, заразившимся коронавирусом при исполнении обязанностей, на данный момент получили только 50 человек. Проверки на предмет установления обстоятельств заражения продолжаются. Все выплаты медикам про­длены до конца лета.