Газета,
которая объединяет

«Я обожаю перевоплощения»

Актриса драмтеатра Милена Хорошко – о жизни и творчестве на самоизоляции
Рубрика: Культура№37 (2402) от
Автор: Ирина Лазарева

Два месяца без премьер и репетиций, а теперь и без возможности попрощаться со зрителем перед уходом в отпуск. Театры Воронежа закрывают сезоны заочно, надеясь на встречу с публикой в сентябре. Как не заскучать в сложившейся обстановке, знает актриса Воронежского государственного академического театра драмы им. А.Кольцова Милена Хорошко.

ТВОРЧЕСТВО И СПОРТ

– Самоизоляция оставила без любимой работы. Вы были готовы, что это затянется?

– Информация о том, что мы входим в режим самоизоляции, не стала для меня новостью. Накануне этого события мы разговаривали с художественным руководителем Владимиром Петровым, и он сказал, что раз в Москве вводятся ограничения на массовые мероприятия, то и нам стоит готовиться. Он произнес такую фразу: «Мы в пяти днях от Москвы». Так что мы морально были готовы, но, конечно, никто не думал, что ситуация так затянется.

– Но увлеченный человек не станет страдать от творческого голода даже во время изоляции…

– Верно. В первые две-три недели мы с актером Дамиром Миркамиловым делали совместные читки и прямые эфиры, хотели развлечь публику и не потерять хватку и сноровку. Мы привыкли на сто процентов выкладываться на сцене, поэтому сложно просто так сидеть дома. Нужно куда-то деть энергию. Когда к концу подходил месяц самоизоляции, режиссер Никита Рак предложил нам, казалось бы, авантюру – поставить эскиз спектакля через Zoom. У нас проходили онлайн-репетиции. Была выбрана пьеса «Посадить дерево», где мне досталась очень любопытная роль – роль охранника.

Я обеими руками за перевоплощения! Это стало новым витком в моей жизни. Ну, а кроме этого я начала рисовать. Весна, цветы – для меня это такая отдушина. Это, разумеется, эскизы, ничего серьезного, но мне нравятся мои каляки-маляки. Смотрю английские фильмы в оригинале, подтягиваю язык. И каждый день катаюсь на велосипеде. Каждый раз, когда проезжаю мимо театра, щемит сердце. И это не просто потому, что со зданием многое связано – там крутят ролики с нашими спектаклями. И это такие противоречивые чувства. С одной стороны, радость, потому что театр жив даже в такое трудное время, а с другой – грусть, потому что невыносимо скучаю по сцене.

– Каким хотели сделать своего персонажа в «Посадить дерево»? Каково работать с «виртуальным» героем?

– Когда мы играли, не было зрителей, поэтому для меня это как репетиция. Так же и в театре, за исключением финальной репетиции, зрителей в зале нет. А я думаю, что спектакль может состояться только со зрителями. Мне сложно представить, как это – опираться на лайки и комментарии, судить на этой основе, что получилось, а что нет. Это не живая реакция зала, а какая-то пучина, где ничего не понятно. Спектакль – это обмен энергиями, здесь работает и артист, и зритель. Zoom-спектакль – иной формат, но он, безусловно, очень увлекательный. Артисты нередко любят именно репетиционный процесс – это полет фантазии, творчество, там можно шалить. Новый формат работы нам тоже предоставил такую возможность.

Что касается моей роли, я обожаю характерные роли и люблю перевоплощения. Обычно что-то подобное мы можем попробовать во время проекта СИТО (современное исследование театральных объектов – прим. авт.), но таких переворотов у меня еще не было. Я играла какое-то безгендерное существо, и такие охранники есть. Ты смотришь и не понимаешь – это у женщины усики проросли или мужчина просто с пушком ходит. Времени на то, чтобы поработать над ролью в плане наблюдения, у нас не было, поэтому образ вырисовывался на уровне обсуждений и уже накопленных наблюдений.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫДОХНУТЬ

– В своем инстаграме вы написали фразу Андрея Тарковского «Каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит быть одиноким. Это значит – не скучать с самим собой». Такие мысли навеяла самоизоляция или это ваше жизненное кредо?

– Я поклонница творчества Тарковского. Он глубок, детален, он видит момент. Присущие ему затяжные кадры доставляют мне удовольствие, тогда как другие скучают. И эта мысль, да, именно жизненное кредо, и этим я руководствуюсь всегда. Но в период самоизоляции она укрепилось в моем сознании.

С одной стороны, я очень скучаю по театру, а с другой стороны – это для меня период обретения гармонии. И встреча с самой собой. Когда ты в круговороте событий, не хватает времени на то, чтобы элементарно остановиться, выдохнуть и насладиться тем, что происходит вокруг и внутри тебя. Сейчас такая уникальная возможность есть. Я открыла для себя нахождение в настоящем моменте. Нам некуда бежать. Кажется, что вокруг рутина, но в ней ты замечаешь прелести – как журчит вода, например. И это ценно, это и есть жизнь. Обычно мы летим куда-то, а жизнь проходит мимо, и вот нам дана возможность ее разглядеть. Мне кажется, что это время необходимо было нам. Период самоизоляции нужно использовать по максимуму сейчас, потому что все обязательно вернется на круги своя, а у тебя уже будет спокойствие.

– Вы написали в соцсетях, что вы дачник без дачи. Действительно занялись выращиванием овощей?

– Наверное, это тоже из-за самоизоляции. В супермаркете была акция, за покупку товаров на определенную сумму давали разные семена, и мы просто складывали их дома на холодильник, но в какой-то момент мне захотелось быть ближе к земле. Я купила грунт, удобрения, нашла какие-то корзинки, высадила эти семена – у меня огурчики, редисочка, шпинат. Я, как малый ребенок, чуть ли не прыгала, когда они взошли. Моя рассада огурчиков уже с мою ладонь, скоро будут плоды. Я поняла, что хочу жить в частном доме. Хотя я не понимала никогда свою бабушку, которая занималась огородом. Что за прикол ковыряться в земле? А теперь – нравится.

ЖДУТ КОМЕДИИ И МЕЛОДРАМЫ

– Представьте, вам звонит Владимир Петров и сообщает, что завтра театр выходит на работу и вы можете выбрать спектакль, которым артисты встретят зрителей. Что это будет?

– Это то же самое, если бы вы спросили – а какая любимая роль? Наверное, я не отвечу, потому что для нас это невозможно. Все спектакли разные по атмосфере, и мы в них разные. Хотя самое сильное впечатление всегда от той работы, которая была сыграна крайней, от которой свежи воспоминания. В драмтеатре это был для меня «Человек с детским акцентом», я его безумно люблю, как и другие постановки, где я занята. Но зрителям, которые пережили это тяжелое время самоизоляции, наверное, хотелось бы посмотреть что-то легкое, комедийные спектакли или мелодрамы, например «Продавец дождя».