Газета,
которая объединяет

Армия во спасение

Кто и зачем создает средства индивидуальной защиты для врачей на 3D-принтерах
Рубрика: Социум№36 (2401) от
Автор: Ирина Лазарева

Движение людей, желающих помочь тем, кто работает на передовой – мейкеры – возникло на старте пандемии коронавируса и почти сразу появилось в Воронеже. Когда враг у порога, сложно оставаться в стороне. В регионе волонтеров объединил вокруг себя Региональный учебно-ресурсный центр «Доступная среда» – общество людей с инвалидностью. Воронежским медикам мейкеры предлагают визоры и боксы, напечатанные на 3D-принтере.

«ДРУЗЬЯ ЗАБОЛЕЛИ»

Руководитель РУРЦ «Доступная среда» Александр Попов возглавил движение мейкеров в Воронеже после призыва друзей-медиков, которые обратились с криком о помощи: «Выручай, а то люди начнут экстренно увольняться, болеть и уходить в отпуска».

– Я попытался выяснить, насколько вообще критична ситуация, в которой все мы оказались. Связался с врачами из Израиля и США – страны находятся на пике заболеваемости. Позвонил знакомым в Москву, где тоже неблагоприятная эпидемиологическая обстановка. Оказалось, что все очень серьезно, – рассказал Александр Попов. – Мы наладили всю работу за бе­зумные полтора месяца. Это время прошло в режиме нон-стоп, как на войне. Наша задача была – сработать так, чтобы, с одной стороны, не вызывать панику в обществе, а с другой – чтобы каждый врач был уверен, что выйдет на смену при полной экипировке.

3D-принтеры, на которых производят детали средств защиты, установлены в квартирах у волонтеров, а они сами находятся на самоизоляции. Станки-машины работают непрерывно и бесперебойно – за день нужно печатать сотни защитных щитков и затылочных креплений для масок, чтобы покрывать нарастающие запросы. Хорошо, что добровольцы успели сформировать команду до того, как новая инфекция накрыла область, и фактически за две недели организовали производство, сбор заявок от врачей и логистику.

Предлагают волонтеры два комплекта средств индивидуальной защиты: стандартный (только щитки и держатели для масок) и расширенный (плюс респираторы, фильтры, защитные очки). Также по запросу больниц изготавливаются боксы для интубаций, накладки на ручки дверей, держатели шлангов ИВЛ, переходники для снорклинг-масок и т.д.

– Затылочные крепления для масок помогают медработникам снимать давление с ушей от ношения масок в течение всего дня. Защитные щитки предназначены для тех сотрудников больниц, которые непосредственно контактируют с заболевшими COVID-19. Боксы необходимы для безопасного взаимодействия врача и пациента при проведении интубаций, – рассказывает Попов.

Проект воронежские мейкеры реализовывали на свои средства, потом обратились к местным предпринимателям, но деньги все равно закончились. На помощь пришли неравнодушные люди, а теперь в работу включилось Гражданское собрание «Лидер».

ЛИШНИХ РУК НЕ БЫВАЕТ

Работа в «Доступной среде» кипит в каждом кабинете. Сотрудники рассредоточились в целях самодистанцирования, и у каждого свой пул обязанностей. Попов на обзвоне. Два человека собирают пакеты с СИЗ согласно заявкам. Человек на приеме и водитель на улице. Сборка СИЗ осуществляется в большом зале заседаний тремя волонтерами, присланными в помощь от организации «Молодая гвардия». В защитный щиток, на котором предварительно надрывается пленка, продевается затылочное крепление, а после лепится наклейка-инструкция по использованию.

Собранные визоры тут же раскладывают по пакетам, после полудня нужно доставить их в больницы. За время работы воронежские мейкеры обеспечили средствами защиты более 700 врачей, а с подключением к работе специалистов департамента здравоохранения заявки формируются гораздо активнее.

Врач-реаниматолог Роман Дудин из БСМП №1 не стал дожидаться доставки, а лично зашел в центр «Доступная среда» в свой выходной. Пришел в маске, собственноручно сшитой, чтобы забрать то, что так требуется ему и коллегам. Роман Дудин непосредственно взаимодействует с заболевшими коронавирусом, а потому регулярно обследуется.

– Помощь волонтеров очень облегчила и обезопасила нашу работу. Больница, конечно, обеспечивает нас средствами индивидуальной защиты, но одноразовая защита не настолько удобна, когда в смене приходится быть 12 и более часов в сутки, – признается Роман Дудин. – То, что передают нам добровольцы, очень ценно, потому что у нас не остается пролежней на носу и ушах, это облегчает условия нашей работы.

Роман Дудин – многодетный отец, но, когда первые случаи коронавируса настигли и Воронежскую область, ничуть не сомневался, что должен идти на борьбу с ним.

– Случалось, что мне коллеги говорили: «Может, не пойдешь? У тебя трое детей». Но я так не умею. А если родственник поступит? А я струсил и не пошел. Как потом в его глазах буду выглядеть? Да в глазах любого пациента, к которому я мог бы не подойти. Нет, так нельзя. Это моя профессия, и я должен. Люди, когда в армию по контракту идут, тоже не планируют на войну попадать, а если она начинается, они же не бегут увольняться, – говорит врач-реаниматолог.

ДАРИТЬ ТОЛЬКО СВЕТ

– Я чувствую, что мы выполняем важную миссию. Если не делать этого, если не прикрыть сейчас врачей, то, увы, начнутся массовые заражения. Специалисты будут уходить на самоизоляцию или тяжело болеть. Их будет не хватать. Мне кажется, мы не должны допустить подобного коллапса и сделать все, что от нас зависит. А так как мы общество инвалидов, то обязаны помочь и своим подопечным в кризисной ситуации продовольственными наборами, это тоже важное направление нашей работы, – рассказывает Александр Попов.

На момент встречи корреспондентов «Берега» с мейкерами запланировано три адреса – к тем, кто не смог самостоятельно обратиться в «Доступную среду».

Добро – это радость и забота, подаренная людям. Три семьи, находящиеся в непростых жизненных условиях, получили продовольственную помощь, а десятки врачей – полную экипировку. Весь день в разъездах, но он еще не закончен – ближе к вечеру у Александра Попова еще веб-конференция в «Сколково», где он делится региональным опытом.

– Понимаете, врач должен быть спокоен за то, что семья у него здорова, сыта, что он может вернуться к ней в любой момент. И если он выходит на поле боя, то выходит не с голыми руками. Врачи – это солдаты, а мы – тыл, прапорщики-оружейники, – говорит Попов. – А люди, которые заболели коронавирусом, они раненые. И каждый может оказаться среди них. И, безусловно, переживем и это, но в наших силах снизить риски инфицирования врачей, мы должны помочь, это не только их война, – говорит Александр Попов.