Газета,
которая объединяет

Нажали на тормоза

Какие изменения автомобильного законодательства перенесли из-за пандемии
Рубрика: Социум№34 (2399) от
Автор: Александр Нечаев

Несмотря на то, что сегодня все больше и больше разговоров об окончании самоизоляции, снятии карантина и возвращении к нормальной жизни, эффект от двух месяцев за закрытыми дверьми возникнет обязательно.

В частности, почти наверняка будут отложены и перенесены многие из автореформ ГИБДД, запланированных на 2020 год. В январе мы писали, что 2020-й может стать самым масштабным по автомобильному реформированию за последнее время, но уже сейчас можно опровергнуть такой прогноз – в нынешней ситуации не до новаций. Правда, держать их в голове все равно стоит.

ЭКЗАМЕНЫ В АВТОШКОЛАХ

Масштабная реформа сферы обучения вождению с 1 октября 2020 года не заработает. Пока ее старт перенесли на 1 апреля 2021 года. Эту реформу Госавтоинспекция готовит с 2018 года. В частности, ведомство планирует ввести единый экзамен вместо традиционных «площадки» и «города». Перемены должны коснуться и процедуры аннулирования результатов экзаменов по жалобе на оценку экзаменатора или при предоставлении поддельной медсправки. Все это будет, но позже.

В автошколах инициативу поддержали, запросив господдержку для фактически парализованной отрасли подготовки будущих водителей. Поддержку сфера вряд ли получит, но у нее хотя бы будет больше времени для адаптации к изменениям.

ГЛОНАСС ПОДОЖДЕТ

С 31 мая 2020 года на 31 мая 2021 года перенесли также вступление в силу еще одной планируемой новеллы. Она посвящена перевозке детей. Согласно ей, автобусы, работающие на детских маршрутах, должны быть оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. На год переносится требование к оснащению такой системой фур, перево­зящих опасные грузы.

Количество транспортных средств, подлежащих оснащению системой ГЛОНАСС, по данным Минтранса России, составляет около 700 тыс. единиц, при этом стоимость оснащения одного автомобиля примерно 25 тыс. руб., и вполне очевидно, что в условиях экономического кризиса сейчас это не первоочередные траты и с ними можно подождать. В глубинках просто могут не успеть или не найти денег на выполнение закона, а детей возить нужно каждый день.

ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ АВТО

Мы уже писали про предстоящую реформу системы внесения изменений в конструкцию автомобиля, которая должна прекратить порочную, но дешевую и простую для автовладельцев практику экспертизы по фото. По действующим правилам при переоборудовании, например, двигателя для работы с газобаллонным оборудованием нужно пройти многоступенчатую процедуру, включающую получение предварительного заключения от испытательной лаборатории (подтверждает возможность внесения изменений). На основании этого документа ГИБДД выносит решение об изменении конструкции. Предполагалось, что к 1 июля заработает электронный реестр заключений: при отсутствии документа в системе инспектор не разрешит устанавливать в автомобиле дополнительное оборудование. Кроме того, экспертизу смогут проходить только реальные авто, а не их фотографии. Но пока все отложено до 2021 года.

И этот перенос всех порадовал. Экономическая ситуация у многих участников рынка плачевная, спрос на услуги упал, а сама реформа кроме повышения стоимости легализации переделок ничего не принесет. Конечно, и нынешняя практика весьма странная, но к ней привыкли, а чего ждать от грядущей реформы, сказать затруднительно.

ТЕХОСМОТР

Еще раньше по инициативе Мин­экономики был разработан законопроект, откладывающий запуск другой масштабной реформы – техосмотра (ТО). Планировалось, что с июня 2020 года процедура ТО будет сопровождаться обязательной фотосъемкой, при этом заработает новый штраф в размере 2 тыс. руб. для водителей за езду без ТО. В конце марта Госдума приняла поправки, откладывающие реформу на 2021–2022 годы из-за коронавируса.

В общем, в 2020 году ездим как прежде, без потрясений. Интересный нюанс: отсрочка по всем предполагаемым реформам была очень позитивно встречена как специалистами из автомобильной сферы, так и рядовыми водителями.

Поневоле задумаешься: а так ли вообще нужны реформы, если все заинтересованные стороны радуются тому, что их отложили?