Газета,
которая объединяет

Военная тайна

Рубрика: Колумнистика№33 (2398) от
Автор: Ольга Бренер

На 75-летие Победы у меня сорвалась публикация по теме. История эта двухлетняя, но оформилась почти в кинематографический сюжет только в конце апреля. Немецкая женщина нашла наконец своего бывшего возлюбленного, а ее дочь и внучка – отца и деда. Им оказался воронежский красноармеец.

90-летняя фрау рассказала своей 74-летней дочери историю ее появления на свет – после сильной, на всю жизнь, любви с русским красноармейцем в Берлине сорок пятого. Показала ей подаренную на память фотокарточку отца. Тогда дочь обратилась с фотокарточкой в общественную организацию ФРГ «Русские дети», которую возглавляет тоже «русский ребенок», 72-летний Анатолий Роте. Эти немцы всю жизнь ищут своих отцов на постсоветских просторах. 90-летней фрау и ее дочери повезло, потому что «Русские дети» вышли на связь с немецкой ученой-историком Эльке Шерстяной, а та – с воронежскими коллегами из Научно-образовательного центра устной истории.

Не надеясь на удачу, сотрудница центра Анна-Мари Карафизи разместила на сайте «Бессмертного полка» в разделе «Неизвестный солдат» эту самую фотокарточку военного времени. Отклик на нее пришел через два года, в апреле. Оказалось, что это же фото деда и отца хранилось в одной воронежской семье. Самого его, в отличие от 90-летней фрау, в живых уже нет. Но его воронежские сыновья теперь на связи со своей немецкой сестрой. За считаные майские дни подружились и внуки. И вся история теперь продолжается.

Но с журналистом воронежские братья отказались общаться наотрез и запретили вообще рассказывать о такой семейной тайне. Так уникальная воронежская история, тянувшая на отдельный сюжет Победы, оказалась легендой. И тоже в своем роде символом. Ведь с учетом того, что между самими русскими и немецкими детьми и внуками воронежского солдата теперь нет никаких секретов, внезапное табу, надо понимать, установлено не по семейным, а по идейным соображениям в головах потомков.

В каком-то смысле война все еще не закончена…