Газета,
которая объединяет

Телецентр здоровья

Как развиваются информационные технологии воронежской телемедицины
Рубрика: Социум№33 (2398) от
Автор: Ольга Бренер

С развитием информационных технологий дистанционное лечение на сотни и тысячи километров между пациентом и врачом перешло из разряда научной фантастики в повседневную жизнь. Телемедицина стала активно продвигаться и в областном здравоохранении, причем задолго до появления коронавируса.

Но именно COVID-19 и режим самоизоляции проявили неизбежность эры телемедицины для всех нас в любых условиях. Как это уже работает в Воронеже, разбирался «Берег».

В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

Поликлиника Воронежской областной клинической больницы №1 – это мозговой центр консультативной плановой медицинской помощи региона. Несмотря на распространение коронавируса, плановый прием здесь не остановлен, но во многих случаях перешел в формат удаленных консультаций. Перешел вполне отлаженно, потому что именно на базе ВОКБ №1 задолго до коронавируса работал областной телемедицинский центр, оснащенный всем необходимым оборудованием для организации онлайн-консультаций в режиме реального времени.

– С середины апреля количество консультаций через наш центр с врачами районных больниц возросло больше чем в три раза. Прежде у нас проходило в среднем три телеметрические консультации в сутки, а теперь доходит до двадцати, – рассказывает «Берегу» заведующий областным телемедицинским центром Эдуард Сокольцов. – Большинство амбулаторных консультаций теперь переведено в режим онлайн. Важное условие – заявка на них и все медицинские документы, включая предыдущие обследования, заранее передаются в центр лечащим врачом пациента по месту жительства. Но наибольшая нагрузка в это время легла на центр по направлению «пульмонология».

По словам заведующего, приоритет в телемедицине пока отдается консультациям в режиме консилиума «врач – врач». И все чаще в новых условиях, в связи с распространением коронавируса – «врач – врач в присутствии пациента». А вот дистанционный прием непосредственно пациента из Воронежа или районов области пока широкого распространения не получил.

– Да, он уже правомочный, и постепенно мы его внедряем, но сейчас наиболее информативным для нас остается вариант, когда врач ОКБ ведет консультацию по состоянию пациента с коллегой из районной больницы или поликлиники Воронежа, получает все необходимые медицинские документы, в том числе результаты предыдущих обследований, цифровые снимки – и так в коллегиальном режиме врачи приходят к правильному пониманию состояния больного, постановке более точного диагноза и определению тактики лечения по-прежнему по месту жительства или с переводом в ОКБ, – говорит Эдуард Сокольцов.

«МЫ ВСЕ ДОСТУПНЫ»

Главное условие для полномасштабного внедрения телемедицины и проведения консультаций одновременно по разным направлениям – установка совмещенных программ во всех лечебных учреждениях региона и соответствующего оборудования. Пока консультации на базе областного телеметрического центра ведутся последовательно – лучшими специалистами ОКБ.

– В связи с распространением коронавирусной инфекции многие пациенты остались без привычной для них помощи и без связи с лечащим врачом непосредственно на приеме. В результате ситуация оказалась проще для тех, у кого есть действительно острая хирургическая патология и понятны все действия по госпитализации и лечению. А вот те, у кого заболевание пока не требует срочного оперативного лечения, а нужно лишь наблюдение, коррекция препаратами – вот для таких мы все доступны теперь через консультации онлайн, – говорит заведующая областным гастроэнтерологическим центром Дарья Копылова.

Ольга Трошина, врач кабинета экстрапирамидной патологии ВОКБ №1 рассказывает о тех больных, которые наблюдаются годами.

– В новых условиях им очень важно чувствовать нашу поддержку. Что-то можем откорректировать вместе с поликлиническим врачом по месту жительства. Ведь такие пациенты часто принимают препараты пожизненно, и для коррекции такой насущной неотъемлемой терапии должны два-три раза в год быть у нас на приеме. И теперь мы консультируем, корректируем лечение для таких людей в режиме онлайн. Благодаря новым возможностям телеметрии можем с наибольшей долей достоверности оценить их состояние, – говорит Ольга Трошина.

ВЫИГРЫВАЯ ЖИЗНЬ

Сотрудники областного телемедицинского центра 24 часа в сутки находятся на связи с Национальным медицинским исследовательским центром акушерства, гинекологии и перинатологии и клиническим центром пульмонологии 1-го медуниверситета им.Сеченова. С Сеченовским центром – теперь в том числе по всем случаям коронавирусной инфекции и внебольничной пневмонии. По другим заболеваниям заявки на он-лайн-консультации в федеральные клиники передаются из Воронежа через областной Центр медицины катастроф.

Но телемедицина внедряется в регионе и на самых «глубинных» уровнях – в сельских фельдшерско-акушерских пунктах. Например, при подозрении на инфаркт фельдшер, не отходя от постели больного отдаленного воронежского села, передает данные теле-кардиографии в межрайонный сосудистый центр, а оттуда в случае необходимости данные могут сразу же, также в режиме онлайн поступить в областной сердечно-сосудистый центр. Если данные кардиографии подтверждают инфаркт, то тромболизисная терапия начинается немедленно, у постели больного. Так выигранные часы спасают жизнь человека.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Мирошниченко, директор БУЗ ВО «Воронежский медицинский информационно-аналитический центр»:

– В Воронежской области в системе телемедицинских консультаций функционируют 32 районные больницы, 11 городских медицинских организаций и 9 специализированных. Консультации предоставляют 10 медорганизаций. Общее количество подразделений, которые имеют возможность использовать систему телемедицинских консультаций – 144. Все плановые и экстренные телемедицинские консультации оказываются через сервер телемедицины. В 2020 году запланирована доработка региональной медицинской информационной системы. Например – добавление подсистемы «Дистанционная тонометрия». Она позволит автоматизировать процесс сбора результатов измерения АД в домашних условиях с помощью тонометров, имеющих функционал передачи данных по Bluetooth или GSM, с последующим анализом полученных данных для повышения качества оказания медицинской помощи кардиологическим больным.