Газета,
которая объединяет

Читаем дома

Специалисты прогнозируют повышение интереса к книге из-за эпидемии

Литература в жизни современных людей далеко не в приоритете – это боль каждого писателя и публициста. И хотя за титул самой читающей страны бороться уже сложно, у экспертов по чтению появилась надежда, что книга станет привлекательнее для людей, в том числе для школьников, которые вынуждены сидеть дома и обучаться онлайн.

В ХОДУ – ФАНТАЗИЯ

– Наши дети не упустят книгу из поля интересов в период режима самоизоляции, несмотря на то, что нагружены сейчас учебой и привыкают к новому формату, – уверена заведующая библиотекой №38 Елена Бирюкова. – Процент читающих, мало читающих и не читающих совсем кардинально не меняется в последние десятилетия. В Санкт-Петербурге даже провели такой эксперимент, подняв статистику. Даже если мы возьмем конкретный класс, то обнаружим как активных читателей, так и пассивных.

Другой вопрос, что библиотеки, как и многие организации в регионе, ушли на дистанционную работу, и вот это можно было бы рассматривать как реальную угрозу потерять и без того немногочисленного читателя. Но на деле оказалось, что все работает несколько иначе – библиотеки не могут выдать книгу, но могут ее рассказать, причем с использованием театральных эффектов.

– Я сшила куклу – персонажа из одной современной детской книги, и мы в соцсети библиотеки будем с ней вместе читать рассказы для нашей аудитории малышей, – говорит Бирюкова. – Уже поместили в группу видео с небольшими кукольными представлениями, сыгранными в учреждении. Еще мы сделали подборку хороших современных книг для школьников, потому что люди плохо ориентируются на этом рынке, из-за чего возникают мифы, что у нас нет качественной детской и подростковой литературы.

В библиотеке №37 им. В.А.Добрякова запустили проект-знакомство с творчеством этого детского писателя. Заведующей библиотекой Оксане Захаровской тоже помогает в этом деле интересный персонаж – Старичок-Добрячок. Также в соцсетях библиотеки выкладывают занимательные тесты (чаще для дошкольников и ребят из начальной школы) и начали записывать видеотрансляции с мини-рецензиями.

– Мы фактически ушли в интернет. Но книга не будет потеряна из-за дистанционных нагрузок, напротив, мы делаем сейчас все, чтобы этого не произошло и чтобы библиотеки остались на плаву. Мы получили возможность привлечь молодого читателя посредством более знакомых и привычных для него ресурсов, – объясняет Захаровская. – Школьник позанимается уроками, а в перерыве заглянет на нашу страницу и сможет послушать рассказы.

А ЧТО С ПОДРОСТКАМИ?

– Во-первых, ученики средних и старших классов – это дети с уже сформированными интересами и вкусами. Дистанционный формат хорош в том контексте, что он позволяет находить в Сети какие-то обучалки и тренировки. Родители детям такого возраста уже не пример, а вот известные люди – да. Подростки все равно сидят в интернете и такие форматы увидят, – рассказала Елена Бирюкова. – Актер Анатолий Белый, например, интересно читает классику, серьезные произведения – именно для старшеклассников. Свободно можно его в интернете найти, и это тоже популяризация чтения. Над таким форматом воронежские библиотеки тоже задумываются.

Любопытно, что современные авторы подростковой литературы, как рассказали эксперты по чтению, нередко ищут среди целевой аудитории тех, кто станет их тестовым читателем. Работает это просто – пишешь автору, а он присылает черновик произведения. От юных экспертов просят лишь короткую оценку текста. В условиях пандемии коронавируса прогнозируют рост интереса к такому прямому взаимодействию.

– Средняя и старшая школа – это такой возраст, когда хочется быть первым. И им нравится прочитать что-то и знать, что такая возможность у тебя была и ты ее использовал, – объясняет Бирюкова. – К такому приему часто прибегают, например, писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак.

Кроме того, есть много других возможностей – прямые эфиры в соцсетях от воронежского Нового театра и «Шоу театра». Профессиональные актеры читают произведения и делают разбор на близком для школьников языке, а участники «Шоу театра» «пишут» совместные эфиры, где могут делиться своим литературным опытом. К трансляциям могут присоединиться все желающие. А вот «Школа Театр» опубликовала подборку книг для людей, увлекающихся искусством, и пьесы известных молодых драматургов, в частности, Ярославы Пулинович.

С учетом того, что многие сидят дома из-за режима самоизоляции, подобных предложений в интернете достаточно много.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Литературовед Надежда ВЛАСОВА:

– Посмотрев на ситуацию глубинно – а у нас многие библиотеки, в том числе, конечно, воронежские, запустили свои каналы на интернет-площадках – можно предположить, что интерес к книге получится простимулировать. Школьники очень ориентированы на такие ресурсы, они много времени проводят в интернете, а библиотечный контент стал гораздо активнее, и дети его увидят. Дистанционная учеба и работа – возможность попробовать себя в новом формате, а для библиотек – еще и понять, а что же интересно подрастающему поколению, и попробовать задействовать в своей работе те формы, до которых раньше просто руки не доходили.

итература в жизни современных людей далеко не в приоритете – это боль каждого писателя и публициста. И хотя за титул самой читающей страны бороться уже сложно, у экспертов по чтению появилась надежда, что книга станет привлекательнее для людей, в том числе для школьников, которые вынуждены сидеть дома и обучаться онлайн.

В ХОДУ – ФАНТАЗИЯ

– Наши дети не упустят книгу из поля интересов в период режима самоизоляции, несмотря на то, что нагружены сейчас учебой и привыкают к новому формату, – уверена заведующая библиотекой №38 Елена Бирюкова. – Процент читающих, мало читающих и не читающих совсем кардинально не меняется в последние десятилетия. В Санкт-Петербурге даже провели такой эксперимент, подняв статистику. Даже если мы возьмем конкретный класс, то обнаружим как активных читателей, так и пассивных.

Другой вопрос, что библиотеки, как и многие организации в регионе, ушли на дистанционную работу, и вот это можно было бы рассматривать как реальную угрозу потерять и без того немногочисленного читателя. Но на деле оказалось, что все работает несколько иначе – библиотеки не могут выдать книгу, но могут ее рассказать, причем с использованием театральных эффектов.

– Я сшила куклу – персонажа из одной современной детской книги, и мы в соцсети библиотеки будем с ней вместе читать рассказы для нашей аудитории малышей, – говорит Бирюкова. – Уже поместили в группу видео с небольшими кукольными представлениями, сыгранными в учреждении. Еще мы сделали подборку хороших современных книг для школьников, потому что люди плохо ориентируются на этом рынке, из-за чего возникают мифы, что у нас нет качественной детской и подростковой литературы.

В библиотеке №37 им. В.А.Добрякова запустили проект-знакомство с творчеством этого детского писателя. Заведующей библиотекой Оксане Захаровской тоже помогает в этом деле интересный персонаж – Старичок-Добрячок. Также в соцсетях библиотеки выкладывают занимательные тесты (чаще для дошкольников и ребят из начальной школы) и начали записывать видеотрансляции с мини-рецензиями.

– Мы фактически ушли в интернет. Но книга не будет потеряна из-за дистанционных нагрузок, напротив, мы делаем сейчас все, чтобы этого не произошло и чтобы библиотеки остались на плаву. Мы получили возможность привлечь молодого читателя посредством более знакомых и привычных для него ресурсов, – объясняет Захаровская. – Школьник позанимается уроками, а в перерыве заглянет на нашу страницу и сможет послушать рассказы.

А ЧТО С ПОДРОСТКАМИ?

– Во-первых, ученики средних и старших классов – это дети с уже сформированными интересами и вкусами. Дистанционный формат хорош в том контексте, что он позволяет находить в Сети какие-то обучалки и тренировки. Родители детям такого возраста уже не пример, а вот известные люди – да. Подростки все равно сидят в интернете и такие форматы увидят, – рассказала Елена Бирюкова. – Актер Анатолий Белый, например, интересно читает классику, серьезные произведения – именно для старшеклассников. Свободно можно его в интернете найти, и это тоже популяризация чтения. Над таким форматом воронежские библиотеки тоже задумываются.

Любопытно, что современные авторы подростковой литературы, как рассказали эксперты по чтению, нередко ищут среди целевой аудитории тех, кто станет их тестовым читателем. Работает это просто – пишешь автору, а он присылает черновик произведения. От юных экспертов просят лишь короткую оценку текста. В условиях пандемии коронавируса прогнозируют рост интереса к такому прямому взаимодействию.

– Средняя и старшая школа – это такой возраст, когда хочется быть первым. И им нравится прочитать что-то и знать, что такая возможность у тебя была и ты ее использовал, – объясняет Бирюкова. – К такому приему часто прибегают, например, писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак.

Кроме того, есть много других возможностей – прямые эфиры в соцсетях от воронежского Нового театра и «Шоу театра». Профессиональные актеры читают произведения и делают разбор на близком для школьников языке, а участники «Шоу театра» «пишут» совместные эфиры, где могут делиться своим литературным опытом. К трансляциям могут присоединиться все желающие. А вот «Школа Театр» опубликовала подборку книг для людей, увлекающихся искусством, и пьесы известных молодых драматургов, в частности, Ярославы Пулинович.

С учетом того, что многие сидят дома из-за режима самоизоляции, подобных предложений в интернете достаточно много.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы ЕРМАКОВОЙ и из личных архивов

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Литературовед Надежда ВЛАСОВА:

– Посмотрев на ситуацию глубинно – а у нас многие библиотеки, в том числе, конечно, воронежские, запустили свои каналы на интернет-площадках – можно предположить, что интерес к книге получится простимулировать. Школьники очень ориентированы на такие ресурсы, они много времени проводят в интернете, а библиотечный контент стал гораздо активнее, и дети его увидят. Дистанционная учеба и работа – возможность попробовать себя в новом формате, а для библиотек – еще и понять, а что же интересно подрастающему поколению, и попробовать задействовать в своей работе те формы, до которых раньше просто руки не доходили.