Газета,
которая объединяет

«Я не знаю жизни без танцев»

Солистка воронежского балета Елизавета Корнеева – о премии «Браво!» и оборотной стороне профессии
Рубрика: Культура№23 (2388) от
Автор: Ирина Лазарева

Солистка Воронежского театра оперы и балета Елизавета Корнеева получила региональную театральную премию «Браво!» за исполнение партии принцессы Авроры в известном балете «Спящая красавица».

О пути к сцене, партнерстве с обладателем премии «Золотая маска» и жертвах ради любви «Берег» поговорил с артисткой.

О ТРУДЕ И МЕЧТАХ

– Елизавета, вы получили премию «Браво!» за роль Авроры в спектакле «Спящая красавица». Наверное, это одна из тех партий, о которых все балерины мечтают с детства?

– Безусловно, очень приятно исполнять такие партии. А «Спящая красавица» – не просто балет, это бессмертная классика, мировой шедевр Мариуса Петипа. Аврора – нежная, юная и обаятельная. Одним словом, принцесса – не характерная героиня, но это не значит, что танцевать ее просто. Все партии в «Спящей красавице» требуют безупречного техничного и эмоционального исполнения. Мечты мечтами, но главное – это труд. Без этого не получится донести хореографический текст до зрителя.

– В 11 лет вы уехали от родителей, чтобы учиться в хореографическом училище. Вы с ранних лет знали, что станете балериной?

– Я с четырех лет ходила в школу искусств, и уже с того возраста не знала жизни без танцев. Уверена, что в этом большая заслуга моего первого педагога Галины Ляшенко. Она ставила нас на пуанты, мы пробовали себя в бальных танцах, проходили народный танец. Были успехи, но мы не задумывались о профессиональном балете. И Галина Ивановна стала говорить родителям, что у меня есть способности и надо пробовать поступать. Ехать – не ехать обсуждали родители, а я маленькая была и не вникала. Меня просто спросили: «Ты хочешь?»

И я согласилась.

«НЕ СМОГЛА БЫ ВСЕ ВРЕМЯ В КОРДЕБАЛЕТЕ»

– Принято думать, что артистки балета, несмотря на внешнюю хрупкость, натуры очень жесткие и требовательные – почти железные леди. А вы какая?

– Здесь, как и в любой профессии, есть ранимые девушки, а есть действительно железные леди. Все индивидуально. Но да, конечно, профессия накладывает отпечаток. Я могу всегда заставить себя делать то, что не хочу, потому что знаю – надо. Это преодоление себя. Бывают ситуации, когда нужно жертвовать своим здоровьем. Ты плохо себя чувствуешь, но все равно выходишь на сцену. А как иначе? Билеты раскуплены, и ты должна выйти и подарить людям радость. Это, возможно, нездоровый фанатизм, но так поступать требует профессия. И ты с этим либо миришься, либо нет.

Танцуя массовый номер, ты отвечаешь не только за себя, но и за всю вашу связку – в этом смысле быть солисткой проще. Если вдруг форс-мажор – упал, например, или забыл порядок движений – можно как-то выкрутиться, и никто не заметит. А если ты в кордебалете и рукой не в ту сторону повела, замечается моментально. Но я бы не смогла все время танцевать в кордебалете. Не хочу никого обидеть, знаю по себе, что это адский труд, но посвятить этому жизнь я бы, повторюсь, не смогла.

Всегда хочется расти, требовать от себя большего, совершенствоваться.

– Вы часто падали?

– Много раз! Все мы люди, все падаем – и большие звезды балета. Мы же не роботы. Главное, чтобы не было потом травм. Бывает, что технически неверно сделал движение, и все посыпалось, но куда обиднее, когда ты ровно стоял, шаг ступил – и рухнул. Это уже какая-то накопившаяся усталость.

– Такая рождается ассоциация: балет – как вождение автомобиля, вывернул руль больше чем надо – уже аварийная ситуация…

– Часто мы полагаемся на партнеров. Когда сложился хороший тандем, мы можем друг друга поддержать даже в экстремальных ситуациях.

– На фестивале «Воронежские звезды мирового балета» вы станцевали с обладателем «Золотой маски», премьером Большого театра Вячеславом Лопатиным. Как вы оцениваете этот опыт? И чему партнер может научить балерину?

– Я была в шоке, когда мне сказали, что мне предстоит танцевать с Вяче­славом. Я боялась все сделать не так! Пыталась как-то под него подстраиваться, чтобы ему было удобно, но он мое волнение пресек одной фразой: «Так, все будет хорошо». И я почему-то успокоилась.

С Вячеславом Лопатиным мы попробовали новые поддержки, которые с технической стороны выстроены совершенно иначе, чем мы привыкли. И это оказалось гораздо удобнее. Это опыт, который нарабатывается. В Большом театре у Вячеслава восемь постоянных партнерш – прим-балерин, плюс еще он танцует с ведущими солистками, которые постоянно меняются. И к каждой свой подход. Эти поддержки мы отрепетировали и с моими постоянными партнерами в театре. Теперь активно пользуемся ими.

БЫТЬ В ОБРАЗЕ

– Чувствуете себя королевой на сцене?

– Нет (Смеется). Я должна вжиться в образ, который представляю в данном спектакле. Мое поведение на сцене должно быть продиктовано предлагаемыми обстоятельствами. Если я – милая и скромная Аврора, то разве могу изображать какую-то королевскую властность? Это будет непрофессионально.

– В балете «Корсар» вы исполнили партию Гюльнары и за нее были номинированы на «Золотую маску». Тогда вы говорили, что эта роль вам близка. А героиня по сюжету переживает эволюцию характера – от робости до рокового поступка ради любви. Вот интересно, на что вы способны ради этого чувства?

– Ради любимого человека я готова на разные поступки. Я смогу пожертвовать всем ради него.

– Даже профессией?

– Думаю, мой муж этого не допустит, он понимает, насколько это огромная часть моей жизни.