Тернистый путь к паркомату
Тот, кто перед отъездом на работу привык просматривать телевизионный канал РБК, не мог не заметить: воронежские пробки, по ежеутренним сводкам, на редкость стабильны, и из ближайших соседей по масштабам проблемы с нами может сравниться лишь Ростов-на-Дону. В «ужасной» Москве балльность на единицу, а то и две меньше. Недавно было наоборот. И легко найти объяснение случившимся переменам: в Москве платные стоянки работали стабильно, а наши переживали, как бы получше выразиться… турбулентность, что ли.
В УСЛОВИЯХ ЮРИДИЧЕСКОЙ СТАГНАЦИИ
Государственная Дума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях, регламентирующие передачу персональных данных от ГИБДД административным комиссиям. Это сообщение на сайте российского парламента было моментально растиражировано воронежскими СМИ.
И не только воронежскими. Новеллу долго ждали власти большинства крупных городов страны и участники рынка паркинг-услуг. Платные парковки там тоже были созданы год-другой назад, но из-за несовершенства законодательства управы не могли выписывать штрафы неплательщикам. Для этого необходимо было получать данные нарушителей у ГИБДД, но механизма, который бы позволял законно передавать такую информацию, не существовало.
Да, инициаторов всюду упрекали в том, что «дым пустили впереди паровоза» – начали работу без полноценной юридической базы, но законопроект находился на рассмотрении с 2017 года (за год до запуска проекта в Воронеже!) и никто не предполагал, что все затянется так надолго. Затяжка привела к тому, что автомобилисты массово перестали платить за парковку. При этом фиксация нарушений продолжалась, штрафы нарушителям не приходили – все это не лучшим образом отражалось на правовом сознании наших граждан.
179 тыс. человек оплатили услуги, но 900 тыс. не оплатили. Ни о какой окупаемости речи не идет, но инвестор – ООО «Городские стоянки» – продолжал работать, в частности, вести фотосъемку нарушителей.
ПОСЛЕДНИЙ ПАЗЛ
Главный пункт поправки звучит так: «5. Орган или должностное лицо, уполномоченные выносить постановления… вправе вынести определение об истребовании сведений о собственнике (владельце) указанного транспортного средства».
Стоит отметить и такой пункт: «Предоставляться такая информация может «при наличии технической возможности в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия». В Воронеже такая возможность есть, и, значит, при грамотной организации взаимодействия передача информации может быть очень быстрой.
Официальные лица от подробных комментариев воздерживаются: закону еще предстоит получить одобрение Совета Федерации и президента. После чего он будет опубликован и в течение 10 дней вступит в силу.
По сути, новелла вставляет лишь последний пазл в готовую картину мира, только устраняет правовой пробел, конкретизируя права административной комиссии.
А КАК ЖЕ МЫ?
Но все не так просто. В первый раз переход с бесплатного режима на платный воронежские водители переживали болезненно, но все-таки с пониманием. Теперь – с растерянностью.
С начала года в Воронеже зафиксировали более 56,5 тыс. фактов неоплаты парковки, сообщили в мэрии. В январе 2020 года воронежцы не оплатили парковку более 47 тыс. раз, за первую неделю февраля – около 9,5 тыс.
Воронежские эксперты, предвидевшие такой поворот событий, почти не сомневаются: именно эти нарушители – первые претенденты на штрафные санкции уже в 2020 году. Ведь по закону постановления должны выноситься в течение двух месяцев с момента самого правонарушения. К дню вступления в силу нового закона как раз ориентировочно два месяца года и пройдут.
Но если нарушений в общей сложности под 60 тыс., то нарушителей наверняка на порядок меньше. Как правило, «халявные» места занимали изо дня в день работники ближних офисов – именно они в этом случае огребут по полной программе.
Но, как говорится, Минздрав предупреждал…
А КАК У НИХ?
ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» уже начало фотографировать автомобили нарушителей, чтобы выписать им штрафы, как только закон вступит в силу.
В Ростове-на-Дону объявили о задаче развивать парковочное пространство и популяризировать общественный транспорт.
Курск готов прекратить судебные тяжбы с концессионером и возобновить совместную деятельность.
В общем, процесс пошел.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Как сообщили федеральные СМИ, российские регионы приступили к созданию современной парковочной инфраструктуры в рамках проекта Минстроя РФ «Умный город».
Ведомство утвердило набор базовых и дополнительных мероприятий по цифровизации городского хозяйства. В частности, в рамках этого проекта разработчики федерального мобильного приложения «Горпарковки» запускают новую версию платформы. В этом приложении изменится дизайн, упростятся авторизация и процесс паркования, появится сервис рекомендаций ближайших парковок. Активные парковочные сессии станут отражаться на главном экране.
Такое мобильное приложение позволит пользователям до конца суток скорректировать ошибки в парковочной сессии, сообщают разработчики. Теперь водители смогут исправить ошибочно внесенный номер автомобиля, парковочной зоны и изменить время окончания парковки.
В ООО «Горпарковки» утверждают, что при проведении корректировок исследовали предпочтения пользователей. Первый этап исследования прошел в Воронеже и Белгороде.
В ТЕМУ
Пресс-служба горадминистрации напомнила порядок действий районных административных комиссий.
Административные комиссии выносят и направляют в управление ГИБДД по Воронежской области определения об истребовании сведений о собственнике (владельце) указанного транспортного средства, после получения сведений собственник (владелец) привлекается к административной ответственности (сроки предоставления сведений определяются регламентирующими документами Министерства внутренних дел).
В течение трех дней с момента вынесения постановления о привлечении к административной ответственности оно направляется правонарушителю.
Через 10 дней после получения постановления (или, если правонарушитель его не получил, через 10 дней после возвращения письма в административную комиссию) оно вступает в силу.
У правонарушителя есть 60 дней на добровольную оплату, после чего (в случае неоплаты) постановление направляется приставам, которые могут взыскать штраф в течение двух лет.
КСТАТИ
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, разрешающее бесплатную парковку инвалидам III группы. Постановление вступит в силу с 1 июля 2020 года.