Газета,
которая объединяет

Берегись автосалона

Как фирма «Модус» пошла по неверному пути «Гауса»

Выражение «модус вивенди» (лат. modus vivendi – образ жизни, способ существования) энциклопедия юриста трактует так: условия, возможности совместного существования противостоящих сторон, хотя бы временное перемирие между ними.

Название воронежского автосалона оказалось в этом смысле пророческим. Фирма «Модус», похоже, повторяет историю с коллегой, ООО «Гаус», нанесшей значительный ущерб многим воронежцам, оплатившим авансом автомобили Volkswagen, но не получившим ни автомобилей, ни уплаченных денег.

БОЛЬШЕ СОТНИ

Еще в декабре прошлого года Воронежский обларбитраж удовлетворил ходатайство ООО «Сократ» (юрлицо автодилера «Мотор Ленд») и запретил боссу банкротящегося «Гауса» отчуждать имущество фирмы без согласия временного управляющего. «Сократ» обвинил «Гаус» в занижении цен, что грозит ущербом обманутым клиентам, и требует от него 2,6 млн руб., а также включить в реестр кредиторов 163 млн руб., из которых 156 млн – по договору с «Сократом» о передаче в залог 100% уставного капитала «Гауса», перешедшего к нему в январе 2019-го.

Самому же владельцу «Гауса» Михаилу Швыдченко, томящемуся в заключении с февраля 2019-го, в январе 2020-го в пятый раз продлили арест. Год назад следствие сообщило, что с апреля по декабрь 2018-го ООО «Гаус» присвоило не менее 20 млн руб. более 30 клиентов, при этом обманутые клиенты считали, что и сумма намного значительнее – 60-70 млн руб., и жертв в разы больше.

Прокуратура тогда заявила, что Швыдченко со следствием не сотрудничает и возмещать ущерб не собирается, что денег на счету «Гауса» хватит лишь на выплату долгов по зарплате сотрудникам фирмы, а у самого бизнесмена все имущество – «трешка» 160 кв.м в центре Воронежа и две машины, не самые дорогие. Причем жилье, если оно у обвиняемого единственное, изъятию не подлежит.

Однако в сентябре суд наложил арест на счета и имущество Швыдченко в размере 300 млн руб. – в 15 раз больше первоначальной оценки.

По ходу дела объявлялись все новые кредиторы «Гауса», и уже в этом году обларбитраж включил в реестр кредиторов 56 млн руб. долгов «Юникредит банку», 702 тыс. руб. еще одному банку, налоговой – почти 50 тыс. руб. и «Локо-Банку» – 1,38 млн руб.

В январе следователи сообщили на встрече с инициативной группой, что число обманутых клиентов автосалона «Гаус» – как физических, так и юридических лиц – превысило сотню.

НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?

«Никогда такого не было, и вот опять»: арбитражный суд Москвы ввел процедуру наблюдения юрлица федеральной сети автосалонов ОАО «Модус», работающей также в Воронеже и Липецке; в обоих городах – по три дилерских центра ОАО: BMW, Hyundai и «Модус плюс» (автомобили с пробегом).

По иску ООО «СБК Геофизика» (структура Сбербанка) в реестр требований кредиторов «Модуса» включен долг в 2,92 млрд руб., а в арбитражные суды Воронежской, Липецкой и Ростовской областей, а также Ставропольского и Краснодарского краев поданы иски «Геофизики» о признании банкротами местных структур «Модуса».

«СБК Геофизика» еще в 2017-м приобрела 51% ОАО «Модус» и давно уже собиралась его обанкротить. Несмотря на эту угрозу, фирма продолжала собирать деньги с клиентов и плодила скандалы о неплатежах – например, рекламным фирмам Big Event и «Солнечный зайчик». Глава Big Event даже нервно обругал в соцсети босса «Модуса» «обычном балаболом, который кормит завтраками и врет в лицо, дает обещания, жмет руку, а потом снова врет, как пятиклассник».

Как и в случае с «Гаусом», возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере в отношении трех бывших топ-менеджеров ООО «Модус». Воронежская его «дочка», ООО «Воронеж-Реалти», построила, по версии следствия, автокомплекс в Рамонском районе за 237 млн руб. и обратилась в облправительство за субсидиями из бюджета. При этом оно раздуло стоимость строительства до 580 млн руб. и по фиктивным документам получило 65 млн руб. субсидий, а по таким же документам в УФНС – еще 90 млн руб. Итого менеджерам вменили мошенничество на 155 млн руб.

24 декабря арбитражный суд Воронежской области ввел процедуру наблюдения за структурами сети «Модус» за долги перед «СБК Геофизика» – ООО «Модус-ВН» (2,48 млрд руб.) и ООО «Модус-Премиум» (2,09 млрд).

ЯНВАРСКИЕ СТРАДАНИЯ

Год назад Volkswagen искал в Воронеже нового дилера и всех удивил, избрав вместо фаворитов, уже наскакивавших друг на дружку с восклицаниями «А ты кто такой?», тех, кто был в тени, а в этом январе компания BMW объявила о поиске нового дилера вместо «Модуса», явно шагающего в пропасть банкротства.

Множество юрлиц сети «Модус» в 2020 ступили на этот скользкий путь вслед за головным ОАО «Модус», попавшим под наблюдение. В Воронеже «наблюдаются» пока «Модус-ВН» и «Модус-Премиум», но иски о банкротстве от «СБК Геофизика» уже получили «Модус-В» и «Модус-Воронеж».

И опять идет публичное обсуждение фаворитов на дилерство BMW: «Аврора Авто», официальный дилер BMW в Белгороде, который торгует в Воронеже автомобилями Nissan, Mercedes Benz, Porsche и Volkswagen, и «Автомобили Баварии», продающая BMW в Нижнем Новгороде и Перми.

В «Авроре Авто» не хотят работать в помещениях автосалона «Модус» на Московском шоссе, поскольку его имущество в залоге у банков, и аренда его может быть оспорена и расторгнута. А у фирмы есть здание, которое можно использовать под автосалон, поэтому она готова открыть его в Воронеже хоть через неделю.

«Автомобили Баварии» согласны начать работу в салонах «Модуса», к которым протоптана «народная тропа», но пока там квартирует фирма «под наблюдением», и мало ли чем завершится процедура ее банкротства.

В конкуренты им сватают воронежского дилера «Боравто», федерального Fresh Auto и краснодарский «Атлас», торгующий автомобилями BMW в Краснодаре и Сочи.

Конкурентам есть за что бороться: согласно политике BMW, в миллионном городе не должно быть второго дилера, так что избранник будет монополистом. А Россия уже второй год дает BMW самый высокий темп роста продаж, которые в 2019-м выросли, в отличие от большинства других автоконцернов, на 17%, до 41500 автомобилей (по данным самого BMW).

Так что запасаемся попкорном.

В ТЕМУ

Проблемы у ГК «Модус» начались после 2014-го: сначала она нарастила объемы продаж на 5%, однако уже к августу 2015-го вынуждена была сократить 15% персонала.

А в последней декаде января 19-й арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение о введении наблюдения в сети автосалонов ОАО «Модус», работающей в Воронеже и Липецке, и включении в реестр требований кредиторов ОАО 2,92 млрд руб. долга «СБК Геофизика».

КСТАТИ

Продажи новых автомобилей в России в прошлом году падали, начиная с апреля, однако результаты декабря оказались на удивление позитивными: рост на 2,3%. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за месяц реализовано 179 тыс. легковушек и легких коммерческих автомобилей вместо 175 тыс. годом ранее. И все же итоги прошлого года не радуют: российский рынок упал на 2,3%. Как сообщает АЕБ, с января по декабрь продано 1 млн 760 тыс. новых автомобилей против 1 млн 801 тыс. в 2018-м.