Газета,
которая объединяет

«Хор – это ощущение дружбы»

Как в Воронеже сберегают традиции коллективного исполнительства

Зачем детям хор? Многие родители наверняка полагают: чтобы вырастить виртуоза-исполнителя, с ним нужно заниматься сугубо индивидуально. Но многие звезды вокала начинали именно с хора. О роли коллективного исполнительства «Берег» поговорил с заведующей хоровым отделением Детской школы искусств №1 Алевтиной Замятиной.

ТЕРЯЕМ ТРАДИЦИИ?

– Возрождая Всероссийское хоровое общество, Валерий Гергиев сказал о необходимости изменения отношения к хоровому пению в массовом сознании россиян. За последние годы произошли какие-то сдвиги или хор по-прежнему не в большом почете?

– Детская школа искусств №1 возникла при Воронежском хоровом обществе как хоровая, поэтому планку исполнительского мастерства мы должны держать всегда. Я не считаю, что в Воронеже хоровое пение умирало. Все профессиональные знания и навыки мы применили для того, чтобы этого не случилось. У нас два хоровых отделения – академическое и духовной музыки (учащиеся дают концерты в епархии). Так что хоровое пение было и есть. Проблему я вижу в другом. В семьях, в деревнях перестали петь. Традиция собираться и петь вместе – вот что утрачено.

– Почему эту традицию нужно укреплять и популяризировать?

– Слишком много всего идет по телевизору страшного. И телефоны повсюду! Учитель в классе объявляет перерыв, и все сразу тянутся к гаджетам. Это же ненормально! А хор – это коллектив, по два часа репетиции, живое общение, без телефона. Потому что хор объединяет. Желание заниматься пением должно формироваться в семье.

И КНУТ, И ПРЯНИК

– Как разглядеть талант в пятилетнем ребенке?

– Мы берем всех детей. Да, сложности есть, но тот, кто отставал, может догнать и перегнать талантливого ребенка, который ленится. И такое часто бывает.

– То есть набор проходит фактически вслепую?

– Отказать ребенку, который пришел развиваться в каком-то направлении, мы не можем: наша задача их научить. Многое зависит от стремления ребенка и от родительской поддержки. Но, к сожалению, бывают случаи, когда ребенка поддерживают лишь тогда, когда виден результат. Это следствие таких проектов, как «Голос». Приходят и спрашивают: «А мы в «Голосе» выступить сможем?» Кто-то приходит ради того, чтобы стать звездой, но на хоровых отделениях это редкий случай.

Поймите, не все дети станут профессиональными исполнителями. Наш минимум – привить им любовь и интерес к музыке, пению. Те, кто не станет профессионалом в этом деле, точно будет знать, что хорошо, а что плохо. Ведь дети, занимающиеся музыкой, танцами, пением – другие. Они более открытые, душевные. У нас – службы в храме, концерты в геронтологическом центре, участие в программе «Мамам дарим свой талант» в библиотеке им. Пушкина и много чего еще.

– Что важнее для хоровика – голос или слух?

– Слух. Духовное пение в основном – акапельное, то есть без сопровождения. И без слуха тут никуда не денешься.

– А дисциплина в коллективе воспитывается?

– Дисциплина нужна. Приходится применять к детям строгость и жесткость. Не прийти на репетицию можно только по одной причине: если ты болен. В хоре всегда остаются те, кому это интересно. Хор – это постоянное ощущение дружбы, поддержки, рядом с другом не страшно. Тут мы вместе.

– А что если ребенок очень талантлив, но – хулиганист?

– Я люблю хулиганов. И потом – с любым ребенком можно договориться, заинтересовать. Я ему говорю: «А я тебе верю». И эта вера его меняет. Вот на занятиях с детьми готовим программу к 75-летию Победы. Я предложила посмотреть фильм, где ОН и ОНА прощаются, зная, что, скорее всего, никогда больше не увидят друг друга. И я говорю: «Посмотрите, слов нет, звучит только музыка, потому что она может сказать гораздо больше, чем человек». И у детей такие глаза! Они потом и «звучать» стали по-другому на вокальной репетиции. Дети восприимчивы. И в такие моменты даже хулиган забывает, что собирался баловаться и дергать соседку за косичку.

БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ – ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ

– Расскажите, как вы выбрали профессию.

– Родители не имели отношения к музыке, они инженеры. Меня просто привели в музыкальную школу. Мы с мамой два часа стояли в очереди, чтобы нас прослушали. И жесткий очень был отбор. Так случилось, что я влюбилась в учителя хора Татьяну Викторовну. Она была так увлечена своим предметом, что это, видимо, передалось и мне.

В свое время меня приглашали перейти на работу в оперный театр, я сначала согласилась, но потом пришла к ребятишкам, которым уже сказали о моем уходе, а они сидят со слезами на глазах. И я подумала: какой там театр, если дети мои так страдают?

Быть учителем – значит верить. В то, что с помощью искусства и музыки можно изменить мир к лучшему. И пример тому – наши дети. Мы учим их побеждать, ставить высокую планку и, конечно, качественно выступать. У нас одно безусловное правило: «Ты выходишь на сцену, чтобы дарить». Мне хочется, чтобы дети, даже если они не станут профессиональными исполнителями, считали, что в школе искусств им было интересно. Я всегда говорю, что мои – лучшие. И каждый педагог в это верит. По-другому не может быть.

КСТАТИ

11 марта в Воронежской филармонии пройдет отчетный концерт ДШИ №1. Выступят лучшие коллективы школы, в том числе хор мальчиков «Юные дирижеры» и сводный хор из 94 человек. Мероприятие посвящено 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В прошлом году «Юные дирижеры» стали участниками самого масштабного исполнения гимна России на стадионе «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге. Главному символу исполнилось в 2019 году 75 лет. Грандиозная акция попала в Книгу рекордов Гиннесса.

СПРАВКА

Детская школа искусств №1 основана в 1967 году. Ее открыли как хоровую при Воронежском хоровом обществе. В 1972 г. она стала музыкальной. В 1980 г. здесь появились художественное и театральное отделения, чуть позже – хореографическое. В 1984 г. стала школой искусств.