Газета,
которая объединяет

Жажда крови

Районный судья – о новой тенденции «пациентских» исков
Рубрика: ЧП/Криминал№6 (2371) от
Автор: Ольга Бренер

Отношения между врачами и пациентами все чаще переходят из врачебных кабинетов и больничных палат в зал судебных заседаний. Появился даже новый термин – «пациентский экстремизм». В судах Воронежской области тоже все больше разбирательств по «делам врачей».

«Берег» предложил проанализировать тенденцию профессионалу «в теме», но строго равноудаленному от обеих сторон таких конфликтов – судье Калачеевского районного суда Ирине Соляной. В своей практике она с «делами врачей» сталкивается регулярно. А в 2013 году, еще в статусе адвоката, Соляная помогла молодой матери подать иск на администрацию районной больницы, в которой новорожденный ребенок зара­зился синегнойной палочкой, и выиграть дело. Именно тогда в судах региона был создан «пациентский прецедент».

САМИМ ДОКТОРАМ ЛЮДИ БЛАГОДАРНЫ

– Да, тенденция завышенных или необоснованных исковых требований граждан и злоупотребления своим правом в последнее время в нашей работе все заметнее. Но этот «экстремизм» – все же больше потребительский в широком смысле, а не пациентский. Пациенты если и требуют суммы, то чаще всего – справедливые. В основном – чтобы компенсировать необоснованно затраченные личные средства. Не считая одного-двух судебных дел, я не заметила в своей практике, чтобы люди на исках намеревались заработать или свести счеты с конкретным врачом. Наметившаяся тенденция обращений пациентов за справедливостью в суд – маркер всей системы организации лечебного процесса, но не работы конкретного врача. Врачи, в том числе предстающие в суде в качестве ответчиков, на мой взгляд, тоже оказались заложниками этой системы. Да и сами граждане, подавшие исковое заявление, не скрывают в ходе процесса, что у них обиды и претензии не к конкретному доктору. Самим докторам люди чаще всего благодарны.

В ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ

– Примером «пациентского экстремизма» в моей судебной практике стало дело по иску местного жителя к Калачеевской районной больнице и областной клинической больнице №1 – в связи с не­обоснованным, по его мнению, заключением о производственной травме. Несмотря на то, что суд частично удовлетворил требования истца, группа инвалидности у него осталась прежней. То есть своей конечной цели в суде ему добиться не удалось.

– Еще один пример необоснованных требований пациента запомнился из 2017 года. Молодая женщина обратилась в суд о взыскании солидарно в качестве компенсации морального вреда 500 тыс. руб. к Калачеевской и Воробьевской районным больницам и к ООО «03». Поводом для обращения в суд стало то обстоятельство, что в период беременности истицы при проведении УЗИ не были выявлены отклонения от нормы при развитии плода. Ребенок родился с серьезными пороками. Женщина пояснила в суде, что если бы врачи своевременно выявили эту патологию и разъяснили будущей матери последствия для здоровья ребенка после рождения, она бы приняла решение об искусственном прерывании беременности. После подробного исследования обстоятельств дела выяснилось, что в конкретном случае метод УЗИ не мог выявить такую внутриутробную патологию. Суд полностью отказал истице в ее требованиях.

САМ ВИНОВАТ

– Такие иски – скорее, исключение и из общей тенденции выпадают. Гораздо больше в нашей практике встречается обоснованных претензий пациентов к врачам. Особенно мне запомнилось дело по иску женщины к Калачеевской РБ, областному департаменту здравоохранения – о потере близкого человека. У нее умер одинокий брат. По «скорой» он поступил в Калачеевскую РБ, на базе которой открыт межрайонный кардио­центр. У пожилого человека оказалась аневризма аорты, которую при своевременном выявлении можно было прооперировать на ранних стадиях и спасти жизнь. Но произошедшая трагедия – показатель того, как работает продекларированный кардиоцентр, где на самом деле, кроме новой вывески, мало что поменялось: все те же несколько коек кардиологического профиля. Но и с такими ресурсами при более внимательном отношении к тяжелому пациенту его можно было спасти, вовремя поставив диагноз и отправив на экстренную операцию в областной центр.

Как выяснилось, к привезенному по «скорой» человеку даже никто не пригласил кардиолога. Более того, ему было отказано в госпитализации. В суде врачи предъявили очень показательные доводы, ярко характеризующие всю местную систему здравоохранения: мол, пациент не наблюдался прежде у кардиолога! И диспансеризацию не проходил. То есть, если не наблюдался и не проходил, сам виноват. Еще один довод представителей больницы основан на том, что человек был престарелым и уже имел «букет болячек».

Так невыполнение самого минимального комплекса обследований не позволило заподозрить аневризму аорты. Больной был вынужден вернуться домой. Вечером ему стало хуже. Он снова по «скорой» был направлен уже в реанимационное отделение. Спасти человека не удалось.

По этому делу суд обязал районную больницу выплатить истице компенсацию морального вреда в размере 250 тыс. руб. К слову, показательно, что одним из представителей ответчика по делу выступал врач анестезиолог-реаниматолог. Впоследствии он тоже умер – от открытой формы туберкулеза. Получается, что все время врач проводил в больнице реанимационные мероприятия с открытой формой туберкулеза?

По моему мнению, в регионе много пациентов действительно пострадало от упущений лечебных учреждений и от врачебных ошибок. Оттого, что в больницах области не хватает нужного оборудования, плохо работают лаборатории, самих специалистов не хватает или они работают «на выгорании».

В ТЕМУ

Новый министр здравоохранения Михаил Мурашко на прежнем своем посту главы Роснадзора заявлял, что врачи должны нести уголовную или административную ответственность только в случае сознательно допущенной халатности и игнорирования рисков при оказании медицинской помощи. Михаил Мурашко также посоветовал создать для врачей специальную «среду» для рассмотрения врачебных ошибок.

– Мы должны понимать, что расследование таких неблагоприятных событий должно вестись открытым способом, а уголовное преследование врача должно быть минимизировано, к этому должно быть четкое показание – только халатность. Практикующий врач, особенно оказывающий экстренную помощь, каждый день сталкивается с задачей оказать помощь в максимально короткий промежуток времени и спасти от летального исхода. Поэтому, если он будет работать каждый раз только под угрозой преследования, психологический настрой этого врача будет совершенно иной, – считал Михаил Мурашко.

КСТАТИ

Сокращены сроки ожидания диагностических исследований и получения специализированной медицинской помощи для онкопациентов. При нарушении медицинскими организациями установленных сроков диагностики и лечения к ним применяются финансовые санкции. Организовано информационное сопровождение онкобольных по объемам, срокам, качеству и условиям оказания медицинской помощи, начиная с выявления подозрения на онкологический диагноз.

Открыты точки контакта пациента со страховыми представителями в медицинских учреждениях. Теперь пациенты могут непосредственно в поликлинике и больнице обратиться к страховому представителю для решения возникших вопросов.