Газета,
которая объединяет

Во власти Буковски

В Камерном театре инсценировали встречу со скандально известным писателем
Рубрика: Культура№2 (2367) от
Автор: Ирина Лазарева

На «Вечер с Чарльзом Буковски» приглашает Камерный театр. Творческую встречу, на которой эпатажный «автор» прочтет отрывки из своих произведений, ответит на вопросы зрителей и сфотографируется с ними, проведет актриса Яна Кузина.

Конечно, это постановка. Ее представила ученица худрука МХТ имени Чехова и Студии театрального искусства Сергея Женовача Надя Кубайлат, но она умышленно просит не называть срежиссированное действо спектаклем. Она хочет, чтобы зритель встретился именно с Буковски, с его стихотворениями и мировоззрением. Возможно, от этого Кубайлат создает не сцены спектакля, а его невидимое внутреннее наполнение – атмосферу.

Загримированный под Чарльза Буковски актер Михаил Гостев оказался изолирован от зрителя: он читает стихи, скандалит и пьянствует внутри прозрачной комнаты, напоминающей клетку в зоопарке. Одно отличие – без решетки, она обшита лишь пластиком. Переводчица и журналист в исполнении Яны Кузиной постоянно напоминает: входить в эту комнату можно только в костюме химзащиты, иначе вы окажетесь во власти безумца. Свой страх демонстрируют и переодетые музыканты, под аккомпанемент которых Буковски читает свои тексты (писатель очень любил классическую музыку, режиссер использовала этот факт как одну из характерных особенностей Буковски для создания более точного портрета). Складывается ощущение, что люди пришли не послушать автора как такового, а понаблюдать за ним. Эпатажный Буковски на встрече с публикой всегда скандалил, много пил и даже бросался пивными бутылками. Режиссер намеренно использовала подлинный голос Буковски и записи смеха и свиста зрителей, реально побывавших на публичных чтениях текстов писателя.

У Михаила Гостева была сложная задача – сыграть Буковски без единой фразы. Актер создавал его образ движениями, взглядом и действиями. И любопытно, что Гостев в конечном счете стал лишь телом скандалиста, а Яна Кузина – его голосом. В момент интервью, когда она отважилась снять с себя защиту, Буковски словно вселяется в нее, она тараторит его цитатами, и начинает казаться, что все мы немного Буковски.

– Актуальные рамки приличия, толерантность, политкорректность – это все ему не близко, – говорит Надя Кубайлат. – Сейчас, по-моему, как раз то время, когда все стараются быть очень аккуратными, и это часто влияет на суть и содержание, а они не должны меняться. Вот Буковски и не парился, говорил как есть, называл вещи своими именами. Думаю, что это нечто большее, чем просто эпатаж и радикальность.

– Сложно было понять, каким должен быть образ Буковски?

– Весь первый месяц репетиций мы только читали: романы, стихи, интервью. Мы посмотрели и послушали, наверное, все существующие записи Буковски, смотрели документальное кино. Хотелось добиться ощущения присутствия на сцене автора, чтобы Миша мог отвечать зрителям как Буковски, если кто-то заговорит с ним во время поэтического чтения или после окончания. При этом у нас роль Буковски по сути делится на двоих: Миша играет тело, а Яна – его голос.

– Чарльз Буковски – скандально известная личность. Не боитесь, что постановка станет предметом зрительского возмущения?

– Я предполагаю, что эта встреча с писателем может кого-то возмутить, но сам Буковски точно так же возмущал окружающих при жизни, это свидетельство его присутствия. Когда берешь такой материал, этого невозможно избежать. Мне хотелось пойти вопреки ожиданиям. Кто-то из зрителей потянется, а кого-то действо наверняка оттолкнет, но главное – выйти на диалог с Буковски.

Сделать это можно будет 22 февраля на малой сцене театра.

КСТАТИ

В 2020 году исполняется сто лет со дня рождения Чарльза Буковски. Писатель родился в 1920 году, прожил 73 года, является автором шести романов, более 30 поэтических сборников и свыше 200 рассказов. Широкого признания он

добился в конце 1960-х как автор колонки «Записки грязного старикашки», выходившей в лос-анджелесской газете «Open City». В ходе работы на издание Буковски не был обременен какими-либо конкретными темами или цензурой – он открыто и честно писал о своей жизни, ничего не приукрашивая. В те годы за Буковски окончательно закрепился образ скандалиста, бабника и пьяницы, созданный и насаждаемый им в стихах и прозе.