Охота за голосами
О дистанционном мошенничестве, когда при помощи телефона и Интернета преступники похищают деньги с банковских карт граждан, сказано немало. Тем не менее воронежские полицейские отмечают рост таких преступлений в 2019 году. Это говорит о том, что мошенники становятся изощреннее, а число излишне доверчивых граждан не убавляется.
МАГИЧЕСКИЙ КОЛЛ-ЦЕНТР
На пресс-конференции, которую провел 26 ноября следователь ГСУ ГУ МВД России по Воронежской области Андрей Шевруков, была озвучена цифра: с начала года органами правопорядка в регионе было зарегистрировано 1200 дистанционных мошенничеств, что примерно на 20% больше, чем в прошлом году. Если же просмотреть сводку ГУ МВД по Воронежской области, то легко можно обнаружить, что жертвами мошенников нередко становятся по несколько человек в день.
Преступники не всегда пользуются тривиальными способами облапошивания граждан, такими как хищение денег при продаже товаров через сайты объявлений, звонки от якобы сотрудников банка или же полицейских, согласных за определенную мзду помочь вашему родственнику.
Так, в этом году полицейские вычислили и обезвредили преступную группу, которая нанесла гражданам ущерб на сумму порядка 10 млн руб., занимаясь по телефону снятием порчи, сглаза и других колдовских чар. Мошенники работали в Москве на съемной квартире, где действовал целый колл-центр.
«ДА» И «НЕТ»
В России, похоже, назревает новый вид дистанционных мошенничеств, про которые пока и специалисты не могут сказать что-то вразумительное.
Летом 2018 года крупные российские банки начали собирать биометрические данные – записи голоса и изображения лиц – своих клиентов для удаленной идентификации. Предполагается, что с их помощью людям будет проще воспользоваться услугами банка – вкладами, кредитами и другими – не выходя из дома.
Весь интернет буквально забит рассказами о том, что в связи с введением биометрии мошенники начали охотиться за голосами граждан. Не за теми голосами, что мы отдаем за того или иного кандидата в ходе выборов, а за реальным, физическим голосом гражданина, которого хотят лишить денег.
Скорее всего, на ваш телефон уже поступали звонки от различных организаций, которые либо предлагали вам некие бонусы, либо задавали странные вопросы, требуя четкого ответа «да» или «нет». Автору этого материала, например, на днях позвонили из одного очень известного в стране агентства недвижимости и настаивали на четком ответе «да» или «нет» (очень им было нужно, чтобы я приняла от них бонус в 500 руб. для публикации объявлений). Мало того, они еще рассчитывали, что произнесу некое кодовое слово, которое мне подсказывал робот.
Страшилка из интернета выглядит следующим образом: «Российские банки могут оказывать услуги без личного присутствия клиента. Чтобы подтвердить свою личность, гражданин должен пройти биометрическую процедуру – произнести несколько фраз. Если вы отвечаете незнакомцам по телефону «да» или «нет», то мошенники воспользуются вашим «отпечатком» голоса и спишут деньги с вашего собственного счета».
Банковские специалисты с этими утверждениями не согласны. Так, в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк «Берегу» сообщили: «Это недостоверная информация. Отдельно записанных слов недостаточно для того, чтобы аутентифицировать клиента и подтвердить финансовую операцию».
Успокаивает граждан и директор департамента информационной безопасности компании Oberon Андрей Головин: «Не стоит забывать, что разговор с оператором всегда вариативен, а мошеннику сложно предугадать, какие вопросы ему зададут. Оператор заметит, что речь и интонация записанных фраз неестественны. Также через контакт-центр деньги не могут быть переведены с вашего счета на какую угодно карту – только на те, которые вы сами добавили в личном кабинете. Поэтому, отвечая на вопрос о том, смогут ли мошенники с помощью данных записей снять деньги с вашего счета, уверенно скажу: нет».
Следователь Андрей Шевруков также не подтвердил, что в Воронежской области мошенники хотя бы раз использовали отпечаток голоса, чтобы перевести деньги с одного счета на другой, открыть кредитную линию или провести еще какую-либо незаконную операцию, из чего можно сделать вывод, что биометрическое мошенничество находится в зародыше.
ЗАЙМИ ДО ЗАВТРА
Тем не менее неизвестным на том конце телефона зачем-то нужен ваш голос. Пока эксперты называют следующие варианты, когда мошенники пробуют развести гражданина на деньги при помощи голоса.
Сначала под благовидным предлогом (соцопрос, участие в акции и т.д.) вас могут вынудить произнести слова «да», «нет», «возможно». Затем монтируется аудиозапись, на которой вы как будто соглашаетесь на какие-либо сомнительные услуги или покупки. Голос может быть использован при шантаже, когда преступники будут вымогать у вас деньги, угрожая распространить эту «запись» среди ваших друзей, например, в социальных сетях. Кстати, одного из моих знакомых уже попытались так развести. Он не очень деликатно отправил шантажистов в известные места, а на своей странице в соцсети рассказал о произошедшем. Записи, которой его хотели шантажировать, в интернете не появилось.
Вот уже много лет в соцсетях распространен такой вид мошенничества: вы получаете сообщение от кого-то из ваших «друзей», которые просят «до вечера», «до завтра» некую сумму денег. Просит, естественно, не друг, и деньги уходят «на деревню дедушке». Данный вид мошенничества все труднее и труднее реализуется – уже многим известно, что обычно за такой просьбой скрываются аферисты, которые попросту взломали аккаунт вашего знакомого.
А теперь представьте, что этот «товарищ» не сообщение вам отправит, а позвонит на телефон и срывающимся голосом попросит денег? А если это будет звонок бабушке, которая услышит стонущий голос своего внука? «Улов» у мошенников будет немалым.
Вот несколько советов экспертов, как вести себя, если вы столкнулись с чьим-то настойчивым желанием получить ваш голос.
Прежде всего надо приучить себя использовать при ответе на звонок подзабытое слово «алло», особенно если вы принимаете вызов с незнакомого телефона.
Если вы не планируете пользоваться услугами банка удаленно при помощи биометрии, от подключения такой возможности следует отказаться. Сдача биометрии – дело исключительно добровольное.
Если диалог с мошенником все-таки состоялся или есть подозрение, что собеседник сможет воспользоваться вашим голосом, незамедлительно обращайтесь в свой банк и опишите эту ситуацию.
Наталия ОСАДЧАЯ
Фото Алисы ЕРМАКОВОЙ и из сети Интернет
КСТАТИ
К сожалению, сотовые операторы и продавцы магазинов сотовой связи не отличаются большой чистоплотностью и нередко без вашего согласия подключают различные платные услуги. Самый распространенный способ – вы получаете СМС, где сказано, что вы уже являетесь пользователем платной услуги и, если она вас не устраивает, нужно совершить определенные операции. Не все внимательно читают СМС, а многие пожилые люди просто одержимы желанием тут же удалить любое полученное сообщение. Совет здесь простой: периодически проверяйте состояние счета, а также наличие платных услуг в личном кабинете и не спешите удалять СМС.