Газета,
которая объединяет

Актуальное средневековье

В воронежском драмтеатре поставили старинную легенду в постмодернистском стиле
Рубрика: Культура№84 (2352) от
Автор: Ирина Лазарева

Московский режиссер Глеб Черепанов поставил в воронежском драмтеатре им. Кольцова спектакль «Тиль» по пьесе Григория Горина. Гротескный спектакль известного театрального деятеля, являющегося лауреатом премии Олега Табакова, раскрыл новые грани таланта воронежских артистов.

В основе первоисточников – отсылка к событиям нидерландской революции XVI века, когда народ Фландрии вынужден выбирать между жизнью по совести и смирением перед тоталитарным режимом.

На сцене многоуровневая декорация – и серый угол семьи весельчака и балагура Тиля Уленшпигеля (актер Евгений Чистяков), и помпезно-мрачный дворец короля Филиппа (актер Евгений Баханов), и площадь, охваченная костром. Над героями спектакля и залом нависает видеоинсталляция с «живым» портретом Филиппа, и сразу становится ясно, что в этом мире вынуждены следить за языком и поступками, иначе – донесут: глаза и уши жестокого монарха, под гнетом которого живет Фландрия, повсюду.

Пока люди живут по этим правилам, «дух Фландрии» – второе имя Тиля Уленшпигеля – сочиняет веселые куплеты. И имеет смелость спеть их в лицо любому, невзирая на статус! Режиссер придумал своего шута, который ближе к современному миру – он читает рэп на городской площади и почти не расстается с микрофоном – этакий шоумен. Но это не выглядит отчего-то (по крайней мере, изначально) шуткой, а больше похоже на подростковые шалости. Так думают и окружающие, вечно оберегающие Тиля от него самого.

А зло тем временем говорит куда красноречивее. Безумие короля Филиппа становится до истерики очаровательным. Его голос, словно в замедленной съемке, не оставляет даже в антракте – звенит в ушах, а глаза тирана смотрят, как будто находятся напротив. Сущий дьявол. Персонаж у Евгения Баханова получился гармоничным по всем театральным параметрам. И не случайно в спектакле показана сцена, в которой его величество Король теряет все свое величие перед обворожительной и сильной женой генерала (браво, Анна Кикас! Актриса говорит в спектакле на трех языках). Так зрителю дается понимание, что и против всесильного монарха найдется оружие.

Нельзя не сказать про Вячеслава Гардера. Такая масштабная роль – героя, который запутался: что есть он – концентрация зла или несчастный человек? Бог даровал ему способность все понимать, но не дал никаких талантов что-либо делать. Его драма и его сомнения раскрываются прямо перед зрителем. Он думает, что поступает правильно, заложив своего друга Клааса, но тут же на площади кричит в его защиту, а после – пытается восстановить доверие семьи, но и тут же отыскать деньги в доме Клааса, за которые его и казнили, чтобы получить долю и быть угодным королю. Иост постоянно пытался «пере­обуться»! Не знаю, было ли так задумано, что актер иногда хромал на разные ноги, или это просто недоработка, но получилось как надо.

Прекрасен и вечно пьяный инквизитор в исполнении Егора Козаченко. Именно он обес­печивает главный юмор этого спектакля. Хороши Екатерина Марсальская в образе блондинки Беткен, Владимир Летунов в образе старухи Стивен…

Музыкальные перебивки с танцами и живой музыкой тоже важнейшая часть постановки. В них зашифрован, например, непреодолимый танго-спор Ламме (Дамир Миркамилов) с женой Калликен (снова Анна Кикас). Артисты исполнили очень красивый танец о чувствах – о том, как любят и почему должны расстаться. Некоторые даже освоили музыкальные инструменты, которыми ранее не владели.

– Пьеса Горина – хороший материал для театра и для актеров. В ней много юмора, и она рассчитана на контакт с залом, – рассказал Глеб Черепанов. – Действие в пьесе происходит в средневековой Фландрии, но история эта вневременная, она не потеряет актуальности никогда. Это история человека, который пытается творить, созидать, что-то делать в условиях, которые этому совсем не способствуют: в условиях войны, в условиях диктатуры. Поэтому перед нами стояла задача придумать свою Фландрию, свой мир, свои средние века, которых никогда и не было на самом деле.

Спектакль получился объемным – не только по времени (идет четыре часа), но и в части постановочной. Подобные большие формы особенно привлекательны для приглашенного режиссера, он признается – на малой сцене чувствует себя некомфортно. А тут – полет фантазии, свобода и возможность создать неповторимый мир в штрихах и деталях.

Глеб Черепанов признался, что любит ставить в регионах, потому что здесь ему приходится работать с людьми, для которых театр – главное дело жизни. В МХТ им. Чехова или Большом театре он ни разу не видел, чтобы вся труппа собралась на репетиции: многие заняты в сторонних проектах.