«Маршак»: неклассическое прочтение
Традиционно приуроченный к осенним каникулам детский театральный фестиваль «Маршак» завершится уже в выходные в Воронеже. В этот раз в программу событий вошло немало музыкальных постановок, а именно мюзиклы, которые крайне редко можно видеть на воронежской сцене, и пластическое искусство.
ПОДСНЕЖНИКИ В ДЕКАБРЕ
Открывал юбилейный форум театр «Карамболь» с музыкальным спектаклем «Двенадцать месяцев», номинированным на премию «Золотая маска» в четырех позициях. Казалось бы, титулованная добрая сказка, которую мы знаем в самом известном переводе любимого автора Самуила Маршака, коему и посвящено культурное событие региона, отличный выбор для грандиозного старта. Но масштабная постановка, хоть и порадовала детей своей мюзикловостью, пришлась по душе не всем взрослым, которые не увидели в ней классического прочтения.
Интерпретация знаменитой сказки принадлежит режиссеру Антону Оконешникову. Детский мюзикл поставлен по мотивам сказки Божены Немцовой и произведений Ганса Христиана Андерсена. В нем есть и капризная принцесса, и мачеха с дочкой и падчерицей, и, конечно, братья-месяцы – узнаваемые, но непривычные. Марфуша (актриса Светлана Овсянникова) утрированно груба, а ее мать (актриса Наталья Грецкая) до безобразия глупа. И их отчего-то куда больше, чем главной героини Настеньки (Юлия Коровко).
Месяцы предстают перед Настенькой и зрителями словно картины, в расписных костюмах. А изображена на них – мать-природа, законы которой никакой хитростью и указами не обойти. Из прочей сценографии – использование видеопроекции, которая то переносит нас в покои принцессы, то, не жалея, бросает в центр метели. На сцене много самой обычной бумаги – простор для детской фантазии. Это и подснежники, и снежки, и даже головные уборы.
А песни в спектакле – часть сюжетной истории, их исполняют не только профессиональные артисты, но и начинающие, которые занимаются в детской студии «Карамболь». Ребята, как и все школьники, сейчас на каникулах, но отдыхать приехали на гастроли вместе со взрослой труппой театра, оркестром и танцовщиками. Всего – около ста человек!
СОВРЕМЕННАЯ «ЗОЛУШКА»
Пожалуй, самым ожидаемым событием фестиваля окрестили премьеру спектакля «Золушка» в инсценировке приглашенного режиссера Нины Чусовой, поставленного на сцене нашего ТЮЗа. Воронежский ТЮЗ – единственный из наших театров, постановки которого вошли в программу юбилейного фестиваля «Маршак».
Жанр постановки определили как «музыкальная комедия» или просто «мюзикл»: песен здесь и вправду много, причем музыка и стихи – авторские. Совместно с режиссером работали также композитор Иван Замотаев и поэт Владимир Аршанский. Главной особенностью работы стало использование технологии видеомэппинга (3D-проекции) – с ее помощью зрители видят все чудеса, происходящие в сказке. И превращение кареты, и воспоминания Золушки о маме, и небо, усыпанное знаками зодиака… Такая технология – впервые на сцене ТЮЗа.
А в центр сюжета режиссер поместила вовсе не Золушку, а принца, словно стараясь показать историю одного взросления: он, как подросток, не хочет учить уроки, и, конечно, выбирать профессию, которая угодна отцу – один футбол на уме да музыкальная карьера. Другие знакомые персонажи тоже осовременены – и в своем поведении, и в манере говорить. Сводные сестры, например, похожи на нынешних бьюти-куколок, а король обременен главной проблемой современности – он не знает, как воспитывать сына.
Перед королевским балом здесь устраивают конкурс красоты – с оценками жюри, словно выбирая «Мисс Вселенную». А понятие красоты у этих героев соседствует с клоунадой – они наряжаются в яркие пестрые костюмы и любят шик бижутерии. Поэтому и бал напоминает утрированное цирковое представление. Но новое прочтение «Золушки» все же поставит злую мачеху и завистливых сводных сестер на место: добро же всегда побеждает.
Необычная премьера останется в репертуаре театра, и ее можно будет видеть позже. А еще одну постановку ТЮЗа, вошедшую в фестивальную программу – ковбойскую сказку худрука театра Вадима Кривошеева «Братец Кролик и Братец Лис» – можно успеть посмотреть сегодня, 1 ноября.
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ
Пластическое искусство представлено на фестивале постановкой «10:10». В ней артисты бельгийского театра NYASH Co задают себе вопрос: «Что, если бы дети все время танцевали? Что, если бы школьные дворы были сценой, охваченной танцами?» И пытаются на него ответить с помощью языка тела. Хореограф Кэролайн Корнелис объясняет, что предлагает взглянуть на обыденную реальность через призму поэзии и искусства. Главные атрибуты сценографии – барабаны, которые создают атмосферу происходящего, и песок, рисующий границы школьного двора. Но ограничен ли человек, создающий искусство? Эта граница, конечно, разрушается в постановке.
Спектакль сам по себе красивый и очень ритмичный, в нем можно было видеть иллюстрации футбольного матча, взаимоотношения подростков, любовь… Но сюжет – скорее, нет. А это такая «табуреточка», на которой держится восприятие театральной реальности консервативным воронежским зрителем.
– Нам кажется, что язык тела очень понятен детям, поэтому позиция нашего театра заключается в том, чтобы не использовать текст. Но, взаимодействуя друг с другом, поддерживая партнеров, чувствуя их, мы можем рассказать гораздо больше, – уверены танцовщики.
Их постановка вошла в офф-программу Авиньонского фестиваля, где была показана с большим успехом.
Всего за девять дней Маршакфест покажет 19 спектаклей из 15 театров – Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Екатеринбурга, Воронежа, Ростова-на-Дону, Брюсселя, Иерусалима. Это постановки разного жанра: театр кукол, сторителлинг, интерактивные, бессловесные, классические и другие спектакли. Впервые за историю фестиваля состоится церемония награждения лучших постановок, ее проведет специальное детское жюри, которое уже начало свою работу под руководством швейцарского режиссера Корсина Гауденца.