Газета,
которая объединяет

«Дети написали для меня песню»

Лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России» Анастасия Василевская – о профессии, юморе и «Хрониках Нарнии»
Рубрика: Люди дела№77 (2345) от
Автор: Ирина Лазарева

Учитель русского языка и литературы воронежской общеобразовательной школы №80 Анастасия Василевская вошла в число 15 лучших педагогов страны. До нее за тридцатилетнюю историю конкурса «Учитель года России» смогли получить такое признание только четыре наших педагога.

«НЕ СТЫДНО ЗА ТО, ЧТО ДЕЛАЮ»

– Анастасия Сергеевна, ожидали, что добьетесь такого результата?

– Конечно, хотелось достойно представить свою школу на каждом из этапов конкурса, но чтобы я ожидала такого успеха, предчувствовала его или знала – нет. У меня было только одно желание: чтобы не было стыдно за то, что я делаю. Я хотела, чтобы люди, которые переживали за меня и верили в мои силы, гордились мной. Все прошло хорошо. По крайней мере, никаких плохих отзывов о своей работе я не получила.

– Как думаете, статус лауреата конкурса «Учитель года России» как-то повлияет на вашу дальнейшую карьеру, даст ощутимые преимущества?

– Учитель может либо уйти в административную работу, либо в другую школу, более престижную, по мнению составителей рейтингов образовательных учреждений. Я пока не рассматриваю ни тот, ни другой вариант. Чувствую, что здесь я на своем месте. К тому же я видела, что дети меня ждали, они даже песню написали! Встречали меня ранним утром в понедельник, дежурили с половины восьмого! Нарисовали плакат и фойе украсили шарами. Это дорогого стоит. Мне совесть не позволит бросить своих учеников ради более престижного заведения.

«ВОПРОСА «КЕМ БЫТЬ?» НЕ СТОЯЛО»

– А вы всегда знали, что будете учителем?

– Да, хотя не могу сказать, что мне очень нравились русский язык и литература. Я любила алгебру в школе, но не представляла, как буду ее преподавать. С русским языком и литературой все было проще – я люблю поговорить. И здесь можно это делать. А можно и слушать. Мне всегда было интересно, что думают люди по поводу спорных мест в литературе и русском языке. А на занятиях можно обмениваться мнениями.

– В чем заключается ваша методика преподавания?

– Сейчас то и дело говорят, что наши дети – интернет-поколение, им кроме соцсетей ничего больше не интересно. Но это не так. Стоит им сказать что-то занимательное, и они забывают о гаджетах. Но им интересно, когда я упоминаю о чем-то, что прочитала в интернете. Нередко это фейковые истории, а они принимают их на веру. И им уже хочется разобраться. Они понимают, что можно сидеть в Сети, но надо еще и учиться фильтровать информацию. К примеру, года полтора назад была распространена история с Сергеем Есениным, и дети совершенно серьезно поинтересовались у меня: «Почему мы, школьники, должны изучать произведения поэта, который покончил жизнь самоубийством?» Рассуждая, мы пришли к мысли, что частная жизнь человека остается частной. Мы изучаем не биографию человека, а его творчество. Мы смотрим на лирического героя и смыслы, которые заложены автором.

«ДЕТИ ВСЕГДА ПОМОГАЮТ»

– Сегодня часто говорят, что дети стали другими. А роль учителя в XXI веке как-то изменилась?

– Учитель перестал быть непререкаемым авторитетом и единственным источником знаний. Информация стала общедоступна. Роль учителя изменилась – от передатчика-транслятора знаний до консультанта, который поможет детям в этом потоке информации разобраться. Понять, что правдиво, а что нет. У них все рядом, в телефоне, поэтому наша основная задача объяснить им, что знание должно быть знанием, а не шпаргалкой в гаджете. И нам нужно общаться, обмениваться мнениями. Для учителя, на мой взгляд, нет ничего страшнее, чем спросить что-то и услышать в ответ тишину. Это профессиональный провал.

– А у вас случались такие провалы?

– Да, в самом начале карьеры. Мне было так тяжело, что хотела уйти из школы и попробовать себя в чем-то другом. Я не понимала, как говорить с детьми, чтобы они слышали тебя. Уроки часто были просто катастрофичными с точки зрения методики. С дисциплиной тоже имелись проблемы, но все приходит с опытом. В один прекрасный момент я осо­знала, что у меня тишина в классе, что дети меня слушают и все складывается правильно. Как? Я не знаю. Дети всегда помогают. Если замечать, как они реагируют на тебя и твои слова, это позволит понять, что ты делаешь правильно, а что нет.

– Вы строгий учитель?

– Я строгий учитель. Я требую выполнения домашнего задания, уважения к своему предмету, дисциплины на уроках. Рабочий шум допускается, он даже нужен, но никаких посторонних разговоров. Но учителю без чувства юмора никуда, и правильная дозировка строгости и юмора (к себе в первую очередь, только потом к детям) здорово помогает устанавливать отношения с классом и разряжать атмосферу в коллективе.

– Не могу не спросить, каких авторов вы любите в вашем предмете?

– Обожаю Чехова. Я писала магистерскую диссертацию по его письмам, в них он открылся для меня с совершенно новой стороны. Люблю повесть «Ася» Тургенева, прекрасен Шукшин с его короткими рассказами. Но я не так люблю классическую литературу, как фантастику. Наверное, это детям во мне и нравится. На уроках при анализе произведений привожу примеры из текстов фантазийного характера, провожу параллели с классикой. Конечно, нравится «Властелин колец» Толкина и «Хроники Нарнии» Льюиса.

В ТЕМУ

В федеральном этапе конкурса участвовали 85 педагогов. В первом туре нужно было представить урок, тема которого была известна с конца июля. А вот на подготовку второго испытания было дано всего два дня, требовалось организовать внеурочную работу в незнакомом классе. Это конкурсное испытание проводилось впервые, поэтому участники пребывали в недоумении – что оно должно из себя представлять.

На жеребьевке Анастасии Василевской достался пятый класс, и она должна была поговорить с ним об отношениях человека и общества. С одной стороны, это широкая тема, а с другой – это пятый класс, рассказала педагог. Учитель пришла к выводу, что не стоит ничего усложнять, нужно просто поговорить с детьми о дружбе. Не в бытовом ее выражении, а о том, как складываются отношения человека с обществом.

– Я боялась, что такой серьезный разговор будет для них, вчерашних четвероклашек, неподъемным, но они справились. Даже члены жюри удивились тому, как им удалось понять сложные взаимоотношения в обществе. Я приводила им в пример притчевую историю о двух друзьях-садовниках, которые давно не виделись, но сохранили умение понимать друг друга с полуслова. Еще я рассказала о жизни художника Ивана Шишкина, который вместе с другом прошел через испытание славой и деньгами. Дети пытались предугадать финал этой истории, предположили, что друзья поссорились, потому что там были замешаны деньги. Но они с большим восторгом восприняли то, что художникам удалось сохранить дружбу.