Газета,
которая объединяет

Очумелые штучки

Рубрика: от
Автор:

В минувшую пятницу в Острогожском районе Воронежской области был снят карантин по африканской чуме свиней (АЧС). Событие, безусловно, примечательное, но омраченное новыми «чумными» новостями из других, в том числе и соседних регионов РФ: за день до снятия карантина в Острогожском районе АЧС была выявлена в Саратовской области, а вчера – в Оренбуржье.

Африканская чума свиней – новая данность, в которой отныне предстоит работать всему агропромышленному комплексу страны. Региональным же властям, включая правительство Воронежской области, теперь предстоит решить вопрос сбережения, ни много ни мало, свиноводства как отрасли.

Остановить распространение АЧС практически невозможно – ее может принести, в прямом смысле слова, даже ворона в клюве. Свинокомплексы же с максимальной степенью защиты (так называемая четвертая степень компартмента) – удел богатых инвесторов, личные подворья, естественно, ее обеспечить не могут. И именно они становятся особо уязвимым элементом для поражения африканской чумой. Власти пытаются убедить людей перейти на альтернативные виды животноводства, но пока безрезультатно: хрюшки – животные неприхотливые и в условиях подворья – наиболее рентабельные. Соответственно, чтобы заставить народ отказаться от их выращивания, необходимо продумать серьезные меры поддержки. Какими могут быть эти меры?

Например, власти могут ввести субсидирование приобретения молодого поголовья овец, КРС, кур, кроликов и прочей живности, которой не страшна чума. Причем оно должно быть более существенным, нежели сегодня, и крестьян для этого не должны заставлять становиться индивидуальными предпринимателями. Это – раз.

Два – нужно вводить заградительные меры по допуску к рынкам сбыта свиноводческой продукции, произведенной вне комплексов с необходимой степенью защиты. Этот путь – более проблематичный, потому что не только потребует изменения федерального законодательства, но и приведет к конфликту интересов с теми производителями свинины, которые хоть и не могут обеспечить современные жесткие требования, но играют существенную роль, в том числе и в политической жизни регионов. Соответственно, решение должно быть волевым и «непопулярным», из числа тех, которые власть традиционно принимать не любит.

Три – сформировать культуру потребления мяса, отличного от свинины. Это самое сложное, ведь пока что жители Воронежской области в большинстве своем предпочитают употреблять мясо хрюшек – демократичное по цене.

Как должно получиться в идеале? Крестьянин, столкнувшись с проблемой реализации мяса от выращенных свиней, начнет интересоваться альтернативными вариантами животноводства, а тут государство возьми да и субсидируй его интересы реальными деньгами. Однако пока комплекс указанных мероприятий не заработал в полную силу, об идиллии говорить не приходится. И, видимо, не придется в ближайшем будущем.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов традиционный уклад жизни тех или иных сел. Если где-то испокон веков занимались именно свиноводством, то даже начни региональное правительство само закупать для его жителей овец, да еще и доплачивать за их выращивание, овцеводов из людей не выйдет. Кроме того, если потребитель привык к деревенской свинине, то он будет все равно искать именно ее, игнорируя продукцию свинокомплексов. Соответственно, рынок сбыта сохранится, вот только цена доморощенного мяса поднимется. Ну и ко всему прочему, если спрос в том или ином регионе будет превышать предложение, то это создаст предпосылки для ввоза свинины из других территорий Российской Федерации. Для Воронежской области этот вариант – наиболее угрожающий, потому что она окружена (особенно на юге) соседями, где АЧС регистрируется уже давно, причем в глобальных масштабах.

Единовременного решения проблемы АЧС сегодня не существует. Поэтому мероприятия по ее решению нужно начинать уже сегодня – чтобы получить результаты хотя бы в обозримом будущем. Необходимо выработать меры экономической поддержки селян, которые позволили бы снизить стоимость производимой ими говядины, баранины, крольчатины. Если цена альтернативных видов животноводства снизится, то можно и начать работу с населением по изменению культуры потребления мясных продуктов. И тогда уже подумать о заградительных барьерах.

Главное же в этом всем – федеральные и региональные власти должны понять, что противостоять африканской чуме свиней бесплатно не получится. И сэкономить на этом противостоянии тоже не выйдет. За два десятка лет, прошедших с момента падения советской власти, крестьянина приучили думать кошельком. И воздействовать на него теперь можно тоже только с помощью экономики.