Газета,
которая объединяет

«Элитной бывает лошадь, но не школа»

Мысли вслух воронежского педагога накануне Дня знаний
Рубрика: Социум№64 (2332) от
Автор: Ольга Бренер

Во все времена школа была не только территорией знаний, но и зеркалом, в котором отражается общество. Как наши нравы проявляются в школьной жизни наших детей и внуков сегодня? Как менялось это отражение за последние десятилетия? И как сам школьный образовательный процесс может изменить общество?

Накануне Дня знаний своими мыслями делится с «Берегом» директор самой необычной воронежской школы №102 доктор педагогических наук Алексей Фактор.

ПРО ЗАПРЕТЫ И РАЗГОВОРЫ ПО ДУШАМ

– Сегодня дети благодаря интернету гораздо образованнее, технически лучше подготовлены и осведомлены, чем в прошлом веке. Тормозить это развитие в условиях стремительно растущего объема информации уже ничто не сможет. Любые заградительные меры, на мой взгляд, обречены. Установить программные фильтры можно, но сегодня даже школьники средних классов способны их легко обходить. Мы просто должны им помочь правильно ориентироваться в информационном изобилии.

Ребенок в школе – это всегда проекция его семьи. Наша школа расположена в районе, населенном молодыми семьями. Много переселенцев из бывших советских республик. Такие семьи – это показатель ценностей сегодняшнего дня. Люди озабочены зарабатыванием денег, выплатой кредитов и обеспечением семьи самым насущным. В таком состоянии они не то чтобы упускают ребенка, но теряют возможность прислушаться к нему, к тому, что у него на душе. В лучшем случае спросят про дела в школе и просмотрят электронный дневник. Очень хочется, чтобы мама и папа больше интересовались жизнью своих детей, спрашивали о том, что у них сегодня было интересненького в школе, что их радует, огорчает. Сам очень радуюсь, когда вижу родительские обнимашки и поцелуи. Пусть будет больше родительского внимания и любви.

ПРО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ «УСЛУГИ»

– Я убежден, что в противостоянии педагога с ребенком всегда виноват педагог. Если он видит, что назревает конфликт, должен сделать все, чтобы его предотвратить. Но если он уже разгорелся, то надо забыть про свои амбиции и встать на сторону ребенка. И там, на его стороне, ситуацию погасить, а потом привлечь к проблеме профессиональных психологов, медиаторов, которые помогут ребенку.

Современное понятие «потребительский экстремизм» напрямую связано с понятием «образовательные услуги». И я благодарен нынешнему министру образования Ольге Васильевой за исправленные акценты: мы в школе не услуги оказываем, а занимаемся просвещением.

Я работаю в системе образования с 1986 года. Пришел сюда в разгар «черненковской» школьной реформы. Это были интересные и необходимые преобразования, но мало кто помнит, что инициировали их в Воронеже. В газете «Правда» была опубликована статья заслуженного учителя РСФСР, директора воронежской 15-й школы Юрия Петровича Болтышева «Три пишем – два в уме» – про вынужденное завышение статистики, про систему отчетности на каждом шагу, которые мешают подлинному образовательному процессу. Сегодня та статья вновь актуальна.

ПРО ТЕРРИТОРИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

– С первого дня мы задумывали нашу 102-ю школу как пространство для творческого и успешного развития личности, когда важны не отчетные показатели, а желание ребенка просто приходить каждый день в школу. И в результате – выйти из нее позитивно настроенным человеком, открытым, готовым развиваться дальше, но не только в угоду социальным трендам, а и своим устремлениям и ценностям. Городская администрация создала нашей школе уникальные условия для организации именно таких возможностей: большие площади, великолепные кабинеты, все необходимое оборудование. У нас в школе на бесплатной основе работают 60 кружков и 17 спортивных секций. С их помощью дети должны понять, кем и какими они хотят стать в жизни.

Все перемены в нашей школе длятся 20 минут. Мы даем детям возможность отдохнуть между уроками и перенастроить себя: побегать, книжки почитать, полежать на диванах, поиграть в теннис. А когда показываем в актовом зале ребятам фильмы советской классики – никто не выходит из зала, смотрят, сопереживают. Значит, это востребовано.

ПРО САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ПУТЬ

– Я убежден, что школа не может быть элитной. Элитной может быть лошадь или собака. А специализированные школы, на мой взгляд, ошибка, которая приводит к селекции детей. Мы должны предоставить им равные возможности. И если ребенок сначала пошел в литературный кружок, бросил и выбрал поисковую работу, а потом – секцию каратэ, ничего страшного в этом нет. Он ищет себя, и если в него верить, то найдет обязательно! Для этой цели в школе живет программа «Осознанный выбор». Ее суть: дать как можно больше возможностей себя «попробовать». Когда мы встречаемся с выпускным классом в первый и последний день учебного года, я им всегда говорю: «Выбирайте в жизни самый тяжелый путь. У вас там будет меньше конкурентов».

Наша жизнь слишком непредсказуема, но тем и замечательна. Поэтому, просыпаясь каждое утро, я с нетерпением собираюсь в свою любимую школу – ведь и меня там тоже ждут новые люди и открытия. Всем учителям накануне 1 сентября я бы пожелал быть преданными профессии и помнить о том, ради чего они пришли в школу. Родителям пожелал бы терпения, терпимости и любви. Детям – здоровья, радости и веры в то, что все у них получится. А себе хочу пожелать того, чтобы меня всегда и все понимали: и учителя, и родители, и дети.