Кручу-верчу, озолотить хочу!..
Недавно на верхних этажах финансового мира страны случилась форменная паника: Центробанк, Минфин и ведущие СМИ дружно сообщили о новых видах «удаленного» мошенничества.
ПАНИКА В ОБОЗЕ
В новом вале таких преступлений главным инструментом стала программа удаленного доступа TeamViewer. Вот схема развода.
Мошенник от имени службы безопасности банка сообщает клиенту о попытке взлома его личного кабинета или вывода средств с его счета, но кодов не требует.
Клиенту надо срочно установить программу удаленного управления смартфоном, чтобы служба безопасности получила к нему доступ и обезопасила пользователя.
После установки такой программы мошенник получает доступ к мобильному банку и выводит средства с его счета.
Преступники с помощью программы TeamViewer могут красть у клиентов крупных банков по 6-10 млн руб. в месяц. Банки знают о такой схеме, но отследить атаки не могут, так как жертва сама предоставляет доступ к своему счету.
Специалисты Group-IB зафиксировали волну мошенничества с использованием TeamViewer в апреле и мае 2019-го, второй пик пришелся на июль.
Рецепт спасения прост, как и во всех подобных случаях: прервать разговор, с какого бы номера ни поступил звонок, и самому позвонить в банк по телефону на карте или его официальном сайте.
Для создания общей базы ЦБ РФ настоятельно рекомендовал остальным банкам делиться друг с другом номерами карт, счетов и мобильников – это должно ограничить разгул мошенничества.
Рекомендации ЦБ касаются и системы быстрых платежей по номеру телефона. Сведения позволят, в частности, отследить мошенников, которые оформили на свой номер много счетов и используют их для надувательства граждан.
Некоторые аналитики утверждают, что паника эта – искусственная и на самом деле пресечь разгул телефонного мошенничества можно быстро: достаточно банкам заняться разоблачением своих сотрудников, торгующих базами данных клиентов (полно на теневом рынке, и стоят они недорого), устроить публичные процессы над ними – и волна мошенничества пойдет на спад.
Но банки не желают этим заниматься, чтоб не замарать свою репутацию, которую они упорно считают белоснежной.
ХАЛЯВА, ПЛИ-ИЗ!
Сложные схемы – это там, в столицах, где Сколково, нанотехнологии и прочая благодать, а в провинции мошенники разводят своих жертв гораздо проще.
Идешь по улице, и вдруг навстречу выходит из подворотни незнакомец и радостно сообщает: мы с пацанами решили дать первому встречному миллион. Пойдемте же скорее в подворотню, счастливый вы наш!
И многие идут.
Из подворотни жертва выходит без кошелька, часов и мобильника, а то и без штанов, а пацаны уже ловят второго встречного и радуют его бесплатным миллионом.
Со всех сторон сыплются на воронежцев сообщения, что они выиграли в лотерею, о которой знать не знают, что номер их телефона или электронный адрес случайно победил в какой-то неведомой игре и им полагается куча денег. Это самый нижний, совсем уж «лоховской» уровень развода, но невод мошенников регулярно приходит с золотою рыбкой.
Чуть сложнее развод на приманку: обещание компенсации за что-то теоретически возможное. Это как кошелек на веревочке от старухи Шапокляк. И если многих ловят просто на голый крючок, то компенсация – хоть какая-то приманка. Но веревочка от нее тянется все в ту же подворотню.
Пенсионерке из Острогожска позвонил «сотрудник прокуратуры Москвы»: она, мол, покупала в интернете БАДы, а продавцы оказались мошенниками, их поймали, и ей положена компенсация – 450 тыс. Он дал жертве телефон в Центробанке – там, мол, сообщат условия получения денег. Жертва позвонила, и ей сообщили: накладные расходы на перевод 450 тыс. – 18 тыс. руб. Пенсионерка перевела их, но засомневалась и не стала сообщать незнакомке поступивший ей СМС-код. Дома поговорила с мужем, пошла в банк и отменила перевод.
Такая пенсионерка – всем другим пенсионерам пример!
Но ее пример не стал другим наукой. Старушке из Воронежа позвонил «член комитета по борьбе с мошенничествами» и сообщил, что в 2018-м ее надули на крупную сумму, мошенников поймали, а ей положена компенсация – 800 тыс. Старушка зашла в онлайн-банк и сообщила «комитетчику» пришедший ей СМС-код, после чего с ее карты исчезли 101 868 руб.
Другой пенсионерке пообещали компенсацию за нелегальные лекарства и увели 31 тыс. руб.
Житель Нововоронежа для получения компенсации за контрафактное медоборудование уплатил «налоговую пошлину» – 135 тыс. руб.
«Член московской контрольно-ревизионной комиссии» пообещал даме из Воронежа компенсацию за фальшивую косметику и получил от нее «страховой взнос» – 120 тыс.
Еще одному ветерану по телевизору (!) предложили вернуть переплату за ЖКУ. Он позвонил, и ему обещали не только пересчитать тарифы, но и повысить пенсию – надо только перевести 60 тыс. руб. Он и перевел...
Воронежцу 88 лет «сотрудник полиции» предложил 1,5 млн руб. компенсации за покупку лекарств в мошеннической фирме; цена издержек – 150 тыс.
По такой схеме разводят не только пенсионеров. Жительнице Лискинского района 36 лет «сотрудник полиции» сообщил про уголовное дело фирмы, торговавшей контрафактными лекарствами. Затем ей позвонил «адвокат»: решением суда ей назначена выплата в… 10 млн! Издержки перевода плюс оплата адвоката – 620 тыс.. Дама радостно их перевела.
Вакханалия продолжается. На днях воронежец 59 лет потерял 109 тыс. руб. по такой же схеме, а россошанцу 65 лет повезло: он уплатил всего 16 тыс.
И еще забавный вариант: «терпила» перечислил мошенникам деньги в качестве налога за якобы выигранный автомобиль!
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Ассоциация банков России (АБР) предложила внести поправки в законодательство, которые позволят блокировать карты получателя в том случае, если есть подозрения в зачислении на них мошеннических средств. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на вице-президента АБР Алексея Войлукова.
Поправки подразумевают, что банк получателя сможет без согласия плательщика «приостанавливать использование клиентом-получателем электронного средства платежа» до того, как подтвердится законность операции.
По словам Войлукова, карта может быть заблокирована на два дня. Если же отправитель средств обратился в полицию, блокировка может вырасти до 30 рабочих дней.
В настоящий момент заморозить похищенные мошенниками суммы можно только в момент списания средств со счета, отметил Войлуков. Он добавил, что чаще всего клиенты узнают о хищении уже после того, как деньги списаны. «И даже если лишившийся денег клиент быстро среагирует и сообщит в банк о хищении, то юридических оснований для возврата средств у банка-отправителя уже нет», – заявил вице-президент АБР. В то же время, сообщил он, у пострадавшего клиента есть возможность воспользоваться задержкой между зачислением денег и снятием их в банкомате, и за это время банк-получатель может временно заблокировать средства.
Банки почти единогласно поддержали инициативу, отмечает газета. Обсудить ее должны на заседании комитета по информбезопасности 27 августа.
КСТАТИ
Острогожский райсуд вынес приговор трем жителям Пермского края по ч.2 и ч.3 ст.159 УК РФ; одному мошеннику дали 2 года 6 месяцев, двум другим – по 2 года колонии общего режима.
Эта троица обещала жителю Репьевского района 75 лет компенсацию за купленные у мошенников лекарства. Но сначала надо уплатить 11 тыс. руб.
Пенсионер сообщил о звонке в полицию, опера перечислили деньги мошенникам, после чего вычислили и задержали преступников: супругов Валентина Пака и Юлию Югай, а также их родственника Евгения Пака. Они купили базу данных покупателей БАДов, сняли дом под Краснодаром и обзванивали жертв от имени сотрудников прокуратуры Москвы и Центробанка, обещая крупную компенсацию.