Газета,
которая объединяет

Приоритет «мигалке»

За непропуск «скорой» можно будет «присесть» на четыре года
Рубрика: Социум№62 (2330) от
Автор: Александр Нечаев

В начале августа вступили в силу новые поправки к КоАПу и Уголовному кодексу: за отказ уступить дорогу карете скорой помощи и другому спецтранспорту с мигалкой и цветографической схемой на борту водитель может быть оштрафован на 5 тыс. руб. или лишен прав на срок до года. Если в результате заминки не успели довезти пациента до больницы и он скончался, то автомобилиста могут лишить свободы на срок до четырех лет. Это гораздо жестче, чем было раньше – штраф 500 руб. или лишение прав на срок до трех месяцев.

Еще из нового – в КоАП введена статья «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Это для случаев, когда кто-то заблокировал проезд скорой помощи, например, неправильной парковкой, и в результате наносится тяжкий вред здоровью пациента, которого везли в больницу. Наказание по ней теперь более жесткое: водитель может быть оштрафован на 80 тыс. руб. либо наказан принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. Если в дороге пациент умер, то виновный в создании помех автомобилист может сесть в тюрьму на срок до четырех лет. Есть надежда, что любители бросать машины где попало будут думать, прежде чем загораживать проезд во дворе многоквартирного дома.

Оба законопроекта были подготовлены спустя некоторое время после скандального инцидента в Петропавловске-Камчатском: бригада скорой помощи не смогла вовремя приехать на вызов из-за преградившего ей путь автомобиля, в результате пациент умер в дороге. Этот случай спровоцировал широкое общественное обсуждение проблемы проезда карет скорой помощи. В частности, в Думе заявляли о необходимости ввести штраф 40 тыс. руб. для подобных нарушителей, в Минздраве выступали за введение штрафа 30 тыс. руб. с лишением прав. Кто-то предлагал конфисковывать машины. Итоговый закон все же оказался более разумным.

Правда, ужесточение наказания порадовало не всех экспертов. Кто-то уже заявил, что из-за сомнительности трактовки понятия «пропуск» могут возникать непонятные ситуации. Согласно главе ПДД, для получения преимущества перед другими участниками движения водители автомобилей с проблесковыми маячками должны включить «мигалку» и специальный звуковой сигнал. А если звукового сигнала не было, нужно ли было пропускать?

Воспользоваться приоритетом водители «скорой» могут, только убедившись, что им уступают дорогу. А если не убедились, то кто виноват? При приближении машины «скорой» остальные водители должны уступить ей дорогу. А если уступить можно, только нарушив более мелкое правило ПДД? Нужно ли так делать? Спецтранспорт также запрещено обгонять. А если он не может быстро ехать по объективным причинам?

Кто-то скажет, что это называется мелочевкой, а в реальности всегда понятно – было нарушение или нет. Но на самом деле понятно не всегда, а с ужесточением наказания возможные ошибки будут стоить дороже.

Кстати, оспорить неправомерное, по мнению водителя, наказание можно в суде, доказав, что уступить дорогу спецтранспорту было невозможно физически. Например, при поломке машины или в случае крупного дорожного затора. Автовладельцу будет необходимо предоставить запись с видеорегистратора или найти свидетелей инцидента. Также можно обратиться в компетентные органы с просьбой предоставить записи городских камер видеонаблюдения, в поле зрения которых могло попасть происшествие.

В целом, несмотря на некоторый критический настрой, новые наказания за игнорирование «скорой» – это, пожалуй, хорошо. Риск чьей-то жизни не повод для спекуляций, и если кто-то не хочет пропускать машины 03, то должен нести наказание. При этом надо признать, что работа нового закона будет зависеть от реакции ГИБДД. Часто Госавтоинспекция в регионах работает по принципу рейдов и кампаний, и если сотрудники полиции посчитают контроль за таким нарушением важным, то штрафам быть. А пока за предоставлением приоритета «скорой» полиция следит вяло.