Газета,
которая объединяет

Подтверждение уникальности

Директор областного агентства инноваций – о защите интеллектуальной собственности
Рубрика: Люди дела№59 (2327) от
Автор: Герман Полтаев

Областное Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов (АИР) с недавних пор осваивает новое направление работы – развитие сферы интеллектуальной собственности. Наша беседа с новым директором АИР Алексеем Антиликаторовым свидетельствует о том, насколько широка область применения этого понятия – от признания на мировом уровне международного Платоновского фестиваля до ежедневной работы маленького воронежского магазинчика.

БИТВА ЗА БРЕНДЫ

– Агентство предложило воронежским предпринимателям меры господдержки в части защиты их интеллектуальной собственности. Был ли какой-либо отклик?

– Должен сказать, что эта инициатива изначально принадлежит Совету Федерации. Если точнее – представителю Воронежской области в Совете Федерации – Сергею Лукину. Тема актуальная. К сожалению, у нас она детально не проработана, если сравнивать с мировыми лидерами в этой сфере. Речь, в первую очередь, о самой необходимости видеть в деятельности собственного предприятия или исследовательской активности – оформленный уникальный продукт интеллектуальной деятельности, регистрировать его для дальнейшего повышения прибыли. Если в сфере научных изысканий понимание о результатах интеллектуальной деятельности, их регистрации и защите от кражи эксплуатируется давно и относительно успешно, то во многих других областях ситуация иная. Например, потребовался не один год довольно агрессивной защиты собственных прав писателями – чтобы наконец все привыкли, что нужно платить за доступ к художественным произведениям. В будущем проникновение правил управления интеллектуальной собственностью во все отрасли станет глубже.

– И какие же возможны меры господдержки для создателей такой собственности?

– Если говорить про классических ученых, которые в привычном формате регистрируют патенты, то они, безусловно, нуждаются в поддержке, поскольку стоимость российского патента 70-120 тысяч рублей. А патентование на мировом уровне дороже в разы. При этом мы считаем, что не стоит поддерживать патент ради патента. Нам интересны проекты, которые имеют потенциал коммерциализации. Которые могут улучшить жизнь граждан, окружающую среду, повысить производительность. Мы, изучив мировой опыт, успешный российский опыт, готовим предложение, чтобы АИР как уполномоченная организация в сфере инноваций проводило экспертизу любой инновационной идеи, результатом внедрения которой может стать объект интеллектуальной собственности. И только по итогам этой экспертизы правительством области принималось решение о поддержке той или иной организации, создающей или внедряющей объект интеллектуальной собственности.

– Грань-то тонкая: как определить – есть ли будущее у идеи? Сейчас кажется, что нет, но кто знает, что будет через пять или десять лет?

– Согласен, вопрос деликатный. Но, к примеру, японцы создали пул экспертов, которые и решают такого рода проблемы. И нам ничего не мешает перенять этот опыт. Как оценить перспективы любого проекта? Просчитать маркетинг, экономику, степень инновационности идеи. Комплексную картину нам даст именно сообщество экспертов. А когда эта комплексная картина появится перед нами, тогда будем заниматься перспективным осмыслением. И решение обязательно должно быть коллегиальным.

– Кого еще кроме классических ученых это касается?

– Не первый год в предпринимательской среде идут битвы за бренды. Например, 10-15 лет назад такие битвы вели производители водки. Сейчас ареал участников подобных войн расширился и достиг самых мелких производителей и торговцев. Недавно один из воронежских производителей кондитерской продукции столкнулся с проблемой, когда в Москве опытные юристы зарегистрировали на себя их товарный знак и потребовали, чтобы воронежская компания платила им за так называемое нарушение исключительного права. То есть наш производитель недооценил риски отсутствия регистрации товарного знака, под которым он выпускает продукцию, популярную, качественную – и столкнулся с людьми, более ловкими в сфере управления интеллектуальной собственностью. Воронежские предприниматели, к сожалению, плохо знают, для чего нужно регистрировать средства индивидуализации. Поэтому одной из задач АИР я считаю не только просветительскую работу, но и помощь в регистрации РИДов (результатов интеллектуальной деятельности). В то же время законодательство развивается, и уже вводится понятие географического указания, а не только наименования места происхождения товара (НМПТ). Использование механизмов регистрации НМПТ и географического указания – это способ продвижения воронежских товаропроизводителей, а значит, и региона.

– С примерами ваш замысел будет понятней.

– У всех на слуху «Воронеж – город-сад», «Гото Предестинация», Платоновский фестиваль. Мое глубокое убеждение, что это полноценные товарные знаки, или, как сейчас принято говорить – бренды, правами на которые должен обладать регион. Ведь все эти объекты и мероприятия – мощный стимул к развитию внутреннего туризма.

СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ

– А воронежские предприниматели вообще понимают, о чем речь идет?

– Встречались мы с региональным отделением «Опоры России», с областной Торгово-промышленной палатой. Отклик есть, заинтересованность люди проявили, но сколь-либо массовой системной реакции пока нет.

– Что же даст бизнесмену обладание интеллектуальной собственностью?

– Прежде всего – страховку. Страховку от того, что его потенциально блестящую идею кто-то украдет и заработает на ней вместо создателя. Не заботясь о правах на интеллектуальную собственность, предприниматель рискует утратой прав на свою продукцию, ее узнаваемость, зарекомендованное качество. Интеллектуальная собственность – это уникальность. Продукции, товара, даже услуги. Увы, воровство результатов интеллектуальной деятельности у нас в порядке вещей. Многие до сих пор не понимают глубины проблемы, полагают: раз я что-то придумал, то у меня этого никто не отнимет. Однако опыт показывает: надежнее иметь документальное подтверждение того, что это придумал именно ты. Мы сейчас прорабатываем те меры, которые будут поддерживать и оформление документов на изобретение, и дальнейшее сопровождение этой идеи. Я считаю, что к сентябрю-октябрю мы сможем актуализировать систему поддержки и представить ее губернатору.

– В вашем представлении – сколько необходимо бюджетных средств, чтобы эта система поддержки заработала в полной мере?

– Я не могу быть объективным в этом вопросе. Я заинтересован в эффективном расходовании любых средств, которые будут выделены бюджетом. К сожалению, не всегда трата огромного количества денег дает правильный результат. Систему, о которой я говорю, надо будет настраивать точечно. Мы изучаем опыт других регионов и государств, в том числе объемы финансирования и критерии эффективности. Картина везде очень разная и, конечно, сильно зависит от госполитики в целом, не только в сфере интеллектуальной собственности. Одно очевидно: с наличием бюджетных дотаций или без них – вопрос индивидуализации товара, услуги, изобретения, творения и их дальнейшей защиты с каждым годом будет стоять все острее, и важно задуматься о нем уже сегодня.