Газета,
которая объединяет

Хорошо забытое воронежское

Воронежцу даже как-то странно читать такое выражение – «принудительная комплексная застройка». Но законопроект о комплексной застройке территорий был реанимирован в Госдуме именно с таким определением – и на нынешней неделе активно обсуждался в федеральных СМИ.

Проект изменений в Градостроительный кодекс поступил в Думу год назад, все регламентные сроки для его обсуждения вышли. Но законодателей заставили закрыть на это глаза тревожные процессы в стройкомплексе: переход от долевки к проектному финансированию, рост цен на жилье и, как ни странно, принятие профильного нацпроекта. Нацпроект «Жилье и городская среда» предусматривает линейное (по 10% в год) наращивание объемов жилищного строительства, в то время как ведущие эксперты, включая уже и самих чиновников, обещают неизбежное падение темпов. В лучшем случае развитие будет идти волнообразно – как наша демография с ее естественными циклами падений и подъемов.

Приятный
побочный эффект

Обидно, но в самом невыгодном положении оказались те регионы, где перед стартом нацпроекта наблюдались самые высокие темпы строительства. И Воронежская область здесь поставила «личный» рекорд: три года подряд, невзирая на кризисные явления, превосходила достижения советских времен, сдавая в строй 1-1,2 млн кв. м жилья.

Возможно, поэтому федеральная власть в лице недавно гостившего в Черноземье вице-премьера Виталия Мутко конкретизировала нацзадачу вроде бы в щадящем варианте: держать позиции в районе «воронежского миллиона».

– Это сложно, – признал губернатор Александр Гусев. Но будем стараться.

Федералы, к счастью, помогают не только доведением до регионов ценных показателей. Продолжится, преимущественно за счет федказны, строительство объектов инженерной инфраструктуры, детских садов и школ, которые мощно стимулируют интерес покупателей недвижимости.

И вот теперь из полузабытья нам явили закон о комплексном развитии территорий.

Это мы проходили

Большинство из положений законопроекта похожи на положения муниципальной программы по развитию застроенных территорий, которая разрабатывалась в Воронеже 10 лет назад. Воронеж с его наследием послевоенных двухэтажек задумался о реконструкции ветхих кварталов раньше других регионов.

И для нас принципиальная новизна инициативы состоит разве что в «возможности принудительного изъятия недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов, в том числе в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, которые не признаны аварийными».

По сути, это положение уравнивает в статусе ветхое и аварийное жилье – о необходимости подобной корректировки говорил мэр города Вадим Кстенин. А воронежские застройщики – так те неизменно жаловались все 10 лет, что проблема «последнего жильца» – главный фактор, тормозящий реновационные проекты: в каждом ветхом дворе всегда находились один-два человека, заламывавшие за свои развалюхи запредельные цены. Из аварийного жилья таких легко и быстро выселяли судом, а из ветхого – тяжелым путем уговоров и компромиссов.

Но на каком местном фоне обсуждаются федеральные новеллы? Из новостной ленты: «ООО «Выбор» Александра Цыбаня в ближайшей перспективе может стать одним из самых крупных по объемам застройки девелопером в Яменском поселении Рамонского района…», «Застраивается бывшая промышленная зона…», «в сквере у Никитинской библиотеки – пикет против уплотнительной застройки на участке по Лизюкова, 50а»...

За «точечную» площадку застройщики готовы отчаянно судиться, а на обширные территории с желтыми бараками смотрят с полным равнодушием. И пока у них не кончатся «запасы» земельных ресурсов, создававшиеся порой с 90-х годов, вряд ли приоритеты застройщиков изменяться.