Газета,
которая объединяет

Третий – не лишний

Финомбудсмен разрулит споры водителей и страховщиков
Рубрика: Социум№46 (2314) от
Автор: Александр Нечаев

С июня в России начал действовать новый порядок досудебного урегулирования споров потребителей со страховыми компаниями по договорам ОСАГО и КАСКО. Теперь физические лица – в случае несогласия с действиями страховой компании – прежде чем отправляться в суд, должны обращаться к специальному финансовому уполномоченному. Это не отдельный человек, а целая служба, которая попробует стать посредником в переговорах между водителями и страховщиками.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Теперь по закону нельзя просто так подать на страховую компанию в суд, когда она откажет автовладельцу в его жалобе (это законодательно установленный первый этап споров). Нужно еще раз попробовать уладить дело миром, обратившись к финомбудсмену. Для обращений есть определенные ограничения: уполномоченный будет рассматривать дела только в том случае, если сумма претензий к страховщику не превышает 500 тыс. руб., страховой случай произошел не более чем три года назад и в данный момент по этому вопросу нет судебного разбирательства (это оговорка для дел, которые начались до 1 июня). Закон предусматривает возможность как самостоятельного обращения, так и через представителя (читай – автоюриста).

Подать жалобу очень просто. Или в электронном виде на сайте самого омбудсмена (https://finombudsman.ru/), или в традиционном бумажном варианте, выслав документы заказным письмом по почте. Обращения держателей полиса рассматриваются в течение 15 дней, представителей – до 30. В случае проведения экспертизы срок может быть продлен не более чем на десять рабочих дней.

Решения омбудсмена обязательны для исполнения страховыми компаниями, более того, если страховщик не выполняет финансовые требования, то потерпевший получает удостоверение, аналог исполнительного листа, с помощью которого причитающееся можно взыскать через судебного пристава. Впрочем, омбудсмен не является истиной в последней инстанции, его решения можно обжаловать в суде, причем сделать это могут как автомобилист, так и страховая компания.

ЦЕНА ВОПРОСА

Наиболее интересным моментом является вопрос оплаты услуг финомбудсмена. Эта служба хоть и государственная (самого омбудсмена назначает ЦБ РФ), но работает на самоокупаемости. С оплатой услуг омбудсмена сделано хитро.

Держатель полиса может обратиться к финансовому уполномоченному совершенно бесплатно, а вот с его представителя возьмут 15 тыс. руб. за каждое обращение, причем именно в момент обращения и независимо от результатов. Для страховых компаний тарифы еще интереснее. Если омбудсмен признает требования водителя необоснованными, то страховая компания не платит за рассмотрение, но если вердикт будет в пользу автовладельца, то услуги по разбирательству оплачивает страховая компания. А это 45 тыс. руб. При этом предусмотрено стимулирование – если страховая признает вину в процессе разбора, то сможет сэкономить: в зависимости от того, на какой стадии будет закрыто дело, оплата услуг омбудсмена будет колебаться от 7 до 30 тыс. руб.

Столь мудреная система оплаты придумана не просто так. С одной стороны, вводится планка для того, чтобы водители сами отстаивали свои права, а не продавали их автоюристам, с другой – для страховых компаний предусмотрен финансовый стимул быстрее решать дело и не затягивать с выплатами.

ЧЕГО ОЖИДАТЬ

Как будет работать служба омбудсмена и что принесет рядовым водителям, пока загадка. С одной стороны, законодательство усложняет судебные разбирательства со страховой компанией. Раньше можно было сразу подавать в суд, а теперь это только третий этап возможного спора. С другой стороны, основная задача внедрения нового института – предоставить водителям быстрый, бесплатный и независимый инструмент защиты своих прав, и вообще обойтись без судов. Еще авторам закона хотелось бы максимально исключить из разбирательств авто­юристов, которые хорошо встроились в систему противостояния водителей и страховых компаний и неплохо на этом зарабатывают. Однако в успехи на этом поприще мы не особо верим. Да, для юристов введена «комиссия» в 15 тыс. руб., но скорее они просто увеличат гонорары, чем откажутся от посредничества.

Страховые компании к появлению омбудсмена отнеслись скорее отрицательно. Да, новый инструмент может удешевить процесс споров, поскольку омбудсмен не взыскивает штрафы и судебные расходы, как это делают суды. Однако ставки взносов для страховых компаний немалые, ведь фактически именно они и оплачивают деятельность финомбудсмена. А еще страховым придется платить омбудсмену – даже если они обжаловали его решения в суде, что выглядит немного странно.

Пока система работает меньше месяца, и делать выводы о том, как омбудсмен изменил систему взаимоотношений водителей и страховых компаний, рано. Однако ожидания пока скорее положительные. В отличие от судебного разбирательства, для обычного водителя обращение к омбудсмену бесплатно, не

требует юридической помощи и может сподвигнуть страховую компанию к быстрому решению спора, а что еще нужно добросовестному водителю, который хочет не нажиться, а просто получить справедливую компенсацию?

ПОД ТЕКСТ

Из салона – с номерами

МВД разработало новый проект регламента по регистрации транспортных средств. Он необходим для исполнения закона «О государственной регистрации транспортных средств», который вступает в силу с 4 августа и разрешит ставить машины на учет прямо в автосалоне. Теперь стало понятно, как это будет работать.

Чтобы ставить машины на учет, автосалон должен быть включен в полицейский перечень специализированных организаций. Сотрудник автодилера будет обязан осмотреть автомобиль, проверить документы, сверить регистрационные данные и сформировать электронное заявление от имени автовладельца, которое через портал госуслуг будет направляться в ГИБДД.

Подразделение ГАИ, получив и проверив документы, изготовит свидетельство о регистрации (СТС) автомобиля, а потом передаст его сотрудникам салона. В будущем, когда ГИБДД полностью перейдет на электронные документы, необходимость в посещении Госавтоинспекции будет сведена к минимуму. Автодилер, если захочет, сможет получить право на самостоятельное изготовление госзнаков (для этого надо получить отдельное разрешение ГИБДД и быть включенным в отдельный реестр) и предоставлять такую услугу клиентам, но может и просто заказать печать номеров в сторонней компании.

Пошлина за предоставление госуслуги будет такая же, как и сейчас – 2 тыс. руб. за регистрацию с выдачей госномера, 800 руб. за выдачу паспорта транспортного средства взамен утраченного или пришедшего в негодность, 500 руб. за выдачу свидетельства о регистрации. Автодилеры смогут оказывать услугу по постановке на учет за дополнительную плату, либо оказывать ее на бесплатной основе в качестве подарка клиенту.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Пленум Верховного суда принял постановление, разъясняющее нижестоящим судам, как наказывать водителей при нарушениях правил дорожного движения. За установку нештатных газоразрядных (ксеноновых) ламп лишать прав больше не будут, максимально возможное наказание – 500-руб­левый штраф. А вот за умышленное загрязнение номера грязью или снегом, наоборот, можно будет остаться без удостоверения. В случае аварии по вине водителя, который двигался по обочине, у последнего не будет возможности защититься в суде.