Газета,
которая объединяет

Подземные воды, железные берега

Руководитель «РВК-Воронеж» рассказал, почему в городе не пересыхают краны
Рубрика: Социум№42 (2310) от
Автор: Артем Ушаков

В предыдущих публикациях проекта «Берег» приводил мнения ученых о качестве воды в водоемах Воронежа и области. Но остается, пожалуй, ключевой вопрос – о качестве воды в наших кранах. Его мы адресуем генеральному директору ООО «РВК-Воронеж» Олегу Николаенко.

– Олег Николаевич, наших читателей, переживших времена «почасовой засухи», до сих пор волнует вопрос: воды в кранах достаточно? Есть ли риск возвращения дефицита?

– До 2011 года с водоподъемных станций в город подавали около 500 тыс. кубометров воды в сутки, теперь – 340-350 кубометров. Заводов стало меньше, а те, что работают, переходят на сберегающие технологии. В целом добываемый объем достаточен для удовлетворения бытовых и производственных нужд, но если на правом берегу налицо избыточность ресурса, то в районах массовой застройки Левобережья наметился дефицит, который будет с гарантией покрыт лишь со строительством ВПС-21. Сегодня завершается проектирование нового объекта. Его строительство позволит вывести из эксплуатации ВПС-9, которая устарела и морально и физически. А чтобы со всей достоверностью на много лет вперед ответить на вопрос о риске возникновения дефицита жизненно необходимого ресурса, мы впервые с советских времен проводим актуализацию запасов воды, доступной для добычи при современных технологиях. Работу проводят специалисты Московского института гидрогеологии под руководством профессора Боровского.

 

– Некоторые воронежские ученые высказывали мнение, что из-за депрессионной воронки в городской водопровод проникает до 50% воды из водохранилища, полного загрязнителей. Насколько обоснованны такие утверждения?

– Это не мнение. Это научный факт. Воронка депрессии – давно известное физическое явление, при котором уровень воды в водоносном горизонте в ходе эксплуатации скважины постепенно понижается, пустота замещается поверхностными водами. Более того, воронка должна работать – в обратном случае просто иссякнет подземный источник. Но доля воды, которая поступает в трубы из водохранилища и Усманки, точно не известна.

Верховая вода, пройдя сквозь толщу песчаных и меловых отложений, очищается от биологических загрязнений. Но, освободившись от «нежелательной биологии», мы сталкиваемся с другой проблемой – с избыточным содержанием металлов в воде. В воронежском случае – соединений железа и марганца.

 

– Можно ли бороться с этими примесями?

– Можно, и мы уже боремся. В 2018-м началась программа реконструкции водоподъемных станций, где устанавливают оборудование для обезжелезивания и деманганации (избавления от примесей марганца), а также меняют фильтры.

Лаборанты «РВК-Воронеж» берут на анализ воду каждый час. В течение года главная лаборатория водоканала проводит около 230 тыс. исследований. И, вопреки распространенному мнению, воронежская вода имеет не чрезвычайную, а, скорее, среднюю степень жесткости – 6 единиц и ниже, в то время как нормативные документы РФ регламентируют жесткость не более 7 единиц.

 

– И все же наши читатели время от времени жалуются на «мутную» воду  из-под крана...

– Как правило, это либо жители новостроек, где еще не промыта система, либо пользователи старых сетей, на которых проводился ремонт труб. Качество воды может снизиться из-за незаконной врезки. Тогда вода мутнеет и может временно изменить цвет. Каждая операция по реконструкции объектов также влечет временное ухудшение органолептических свойств воды, но через несколько дней ее качественный состав восстанавливается.