Газета,
которая объединяет

В «формате Вольховского»

В Воронеже завершился Первый международный фестиваль театров кукол
Рубрика: Культура№37 (2305) от
Автор: Ирина Лазарева

Историю этого проекта изложить в газетной заметке – не проще, чем выбрать победителя среди его участников. Театры России, Белоруссии и Франции с 20 по 26 мая показали спектакли для детей и взрослых.

Фестиваль «Формат Вольховского» открылся работой принимающей стороны – поэтическим и сложным спектаклем воронежских кукольников «Анна Ахматова. Поэма без героя. Реквием». Этим спектаклем в постановке арт-директора театра «Шут» Светланы Дремачевой презентовали и сам «Формат Вольховского».

Впервые спектакль «Анна Ахматова. Поэма без героя. Реквием» был показан воронежцам в 2018 году, им открыли новый проект «Шута» «Поэттеатр». В спектакле одна-единственная кукла, но самостоятельным персонажем выступает сама поэзия Ахматовой. Почти на одном дыхании актеры на сцене справились с невероятной задачей – помогли зрителям рассмотреть личную судьбу в судьбе страны.

Постановка «Сад», привезенная кукольниками из Петрозаводска, была номинирована на премию «Золотая маска» и стала самой провокационной на фестивале. Конечно, кто-то назовет это театральным прорывом, а кто-то покрутит у виска и скажет, что такая классика нам не нужна. В основу спектакля «Сад» положена пьеса Антона Чехова «Вишневый сад», вот только герои здесь – не те, что мы привыкли видеть.

Вместо цветущего сада геометрически строгие перекрещенные палки, декорации-трансформеры, дом будто из картона и люди-куклы. Режиссер решил возвести чеховских персонажей в абсолют. Герои словно вышли из привычной театральной реальности в новый мир. Они говорят надрывным голосом и имитируют кукольные движения. Они же становятся метафорой неправды. Режиссер Александр Янушкевич создал своих персонажей, каких-то обособленных и больных душевной глухотой. Иронично. Правда, первое время. Дальше – мрачно и гротескно.

Приглушенный свет, надрывная музыка, встревоженные лица кукольников – все на сцене как будто предсказывало страшное. Так начинался спектакль «Холстомер» Брестского театра кукол, который напомнил зрителям о человеческих пороках, что могут привести к непоправимым поступкам.

История пегой лошади, которую другие не принимают и обижают из-за ее масти, и есть метафора человеческих отношений. Здесь добро переплетается со злом, а жестокость – с любовью. Здесь найдется место для улыбки и слез, для дружбы и боли от разочарований. Жизнь Холстомера – как у людей.

Сошедший со страниц одноименного рассказа Александра Куприна «Слон» тоже посетил воронежский театр кукол «Шут» в рамках фестиваля «Формат Вольховского». Спектакль привез Московский театр кукол. Постановки по Куприну – если не единичный случай, то большая редкость для театров кукол. Сделать кукольной историю о девочке Наде, которая «больна равнодушием к жизни», решились за последние годы, кажется, только лауреаты премии «Золотая маска» режиссер Наталья Пахомова и художник Евгения Шахотько для Москвы и Петр Васильев и Алевтина Торик, также получившие престижную премию, в 2015 году для белгородского театра.

Показанный в Воронеже московский «Слон» напоминал больше пантомиму, персонажи этой истории не говорили, а голос «за кадром» давал небольшие пояснения к происходящему на сцене. Слон для девочки – мечта и исцеление, а для ее отца – символ огромной любви к своему ребенку. Повсюду виды Петербурга, и это уже отсылки к биографии самого Александра Куприна. Возникающие с помощью теневого театра, во фрагментах декораций, что не выглядят целостно, но вполне узнаваемо, все эти улицы, дворцы и дома, витые лестницы – образы города камня и воды, столь сильно любимые писателем. Город в персонификации времени – как будто тоже персонаж постановки.

На сцене «Шута» выступили также театры кукол из Омска, Мурманска, Курска – и каждый удостоился возгласов «Браво!» воронежской публики, потому что все их проекты – шедевры и лучшие образцы театрального творчества в формате Вольховского. Все театры-участники получили дипломы воронежского фестиваля, но главный приз достался француженке. «Альцгеймер-оперетта» признана лучшим спектаклем на Международном фестивале театров кукол в Воронеже.

Актриса Марция Гамбарделла прикоснулась к теме, немного табуированной в обществе и уж тем более в сценическом пространстве – угасание пожилого человека, погружение в отрешенный мир безумия и беспамятства. Угасание как гипертрофированная суть одиночества. Потому что каждый приходит в земную жизнь в полном одиночестве и в таком же одиночестве отсюда уходит. Французская актриса избежала соблазна показать этот исход в откровенном «препарировании

души», в эффектном и беспощадном свете «прозекторской» режиссера, как это сейчас модно в современном искусстве. «Альцгеймер-оперетта» – в первую очередь спектакль о любви и бесконечной нежности. О том, что эти качества живут в человеке своей жизнью, отдельной от когнитивных навыков.

Как подчеркнула Светлана Дремачева, оргкомитет намеренно привез в Воронеж больше взрослых и глубоко проблемных спектаклей, чтобы показать, что посредством кукол можно рассказывать и то, что будет интересно не только детям. Руководитель департамента культуры области Эмилия Сухачева на открытии фестиваля подчерк­нула важность проведения в городе такого форума. Примечательно, что старт событию положен именно в Год театра.

– Мы с особым волнением готовили фестиваль. Это связано с тем, что он призван продолжать традиции, которые были заложены в театре народным артистом России Валерием Вольховским. То, что он сделал для воронежского искусства, сложно переоценить. Его творческие эксперименты, неиссякаемая энергия, беззаветное служение театру и любовь к зрителю сделала Воронеж известным не только в стране, но и в разных уголках мира. Я уверена, что наш фестиваль станет ежегодным и будет представлять интерес для всех регионов, – пообещала Сухачева.