Газета,
которая объединяет

О вкусах не поспоришь

Земля воронежская породила множество блюд, покоривших всю страну

Оказывается, Воронеж – не только родина российского военного флота, но еще и манной каши, кабачковой икры, подсолнечного масла и даже чипсов. И если наше первородство икры и масла у многих специалистов вызывает споры, то родиной манной каши Воронеж был признан официально, став несколько лет назад участником проекта «Вкусная карта России».

МАННАЯ КАША

О манной каше, приготовленной на молоке и масле именно в Воронеже, вдруг заговорили при составлении «Вкусной карты России», идея создания которой принадлежала московскому журналисту Алексею Козловскому. Про воронежскую манку тут же и легенда нашлась. И, конечно же, главным действующим лицом этого предания оказался царь Петр I – неоспоримый авторитет земли воронежской.

Речь идет о легенде «Шпион на мельнице», рассказывающей о воронежском крестьянине Остапе, который построил во времена Петра I мельницу и молол на ней муку. Незначительный процент помола пшеницы составляла манка.

«Однажды заехал к нему сам царь Петр. А у мельника манка пошла первосортного помола. И потчевал мельник гостя манной кашей, сваренной на молоке – со сливочным маслом поверх горячего яства, в небольшом горшочке. Отведал государь новое блюдо, отер губы и… расцеловал мельника! «Сроду, – приговаривал, – такого кушанья не едал! Быть тебе еще и ресторатором! И торговать беспошлинно во веки веков!» – рассказывает легенда.

В подтверждение воронежского происхождения манки приводят и сказку «Лиса и журавль», записанную Александром Афанасьевым – выдающимся собирателем русского фольклора и уроженца города Богучар Воронежской губернии. Помните, как позвала лиса журавля в гости, а сама наварила манной каши, размазала ее по тарелке? Журавль клевал-клевал длинным носом кашу, да и ушел голодным.

На самом деле манка была хорошо известна в Индии еще тысячу лет назад, и готовили ее там с фруктами, пряностями и к тому же на молоке. Но мы будем считать, что в России такое блюдо появилось именно в Воронеже.

КАБАЧКОВАЯ ИКРА

Когда наш город признали родиной манной каши, воронежский краевед Владимир Елецких заметил, что столица Черноземья может считаться также и родиной кабачковой икры, отправив заявку в проект «Вкусная карта России».

«В начале XX века житель пригородного для Воронежа поселка Репное впервые в России изобрел кабачковую икру. Кулинар варил кабачки в чанах, закатывал полученную массу в жестяные банки и отправлял в Москву. В первопрестольной она подавалась в лучших ресторанах. Я считаю, что факт происхождения кабачковой икры из Воронежа более достоверен, чем легенда о Петре I и манной каше», – писал краевед.

С мнением Елецких нельзя не согласиться, особенно если учесть, что до сего момента никто, кроме давыдовских производителей, так и не научился делать настоящей кабачковой икры.

ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО И ЧИПСЫ

Воронеж также претендует и на звание родины подсолнечного масла. Способ получения масла из семян подсолнечника придумал в 1829 году крепостной крестьянин графа Шереметева Даниил Бокарев. Хотя он был уроженцем Тульской губернии, подсолнечник как масличную культуру предложил использовать, проживая в Алексеевке Белгородской области, которая тогда входила в состав Воронежской губернии.

Также в споре за первородство популярных продуктов стоит упомянуть и о прародителе русских чипсов. В начале XX века в селе Новоуглянка Усманского района (ныне – Липецкая область, тогда – Воронежская губерния) жил помещик Лукин. Когда началась Первая мировая война, Лукин придумал сушить картофель и капусту, наладив у себя в имении сушильное производство, и в огромных количествах поставлял овощи в русскую армию.

ПОД ТЕКСТ

Килька в томатном соусе

В Воронеже для изобретенных блюд создавали свои ритуалы. Самая удивительная история произошла с кильками в томатном соусе, которая получила широкое распространение в России. Но вот во многих селах Воронежской области эти консервы как подавались, так и подаются только в качестве поминального блюда. В обязательном порядке.

Окрошка на томатной кильке – ноу-хау тотального советского дефицита. Что подать на поминальный стол во время поста? В некоторых районах Воронежской области было принято предлагать гостям вареный минтай, залитый белым квасом. Соседи из Волгограда и Астрахани в квасе размачивали тарань. Но нормальной рыбы, даже минтая, в селе во второй половине прошлого века было днем с огнем не сыскать, на прилавках магазина – только килька. Не в банках же ее выставлять на стол! А почему бы не в квасе? Так и появилась окрошка с кильками как поминальное блюдо, очень удобное с точки зрения дефицита, финансовых затрат и жаркого лета в нашем регионе. Готовится она по такому же принципу, что и обычная, только наравне с традиционными продуктами добавляется в окрошку килька. Постная готовится без яиц и сметаны.

В одном из сел Кантемировского района мне рассказали о «красной» окрошке и созревшем за эти годы объяснении: мол, красное – обязательный цвет на поминальном столе, и если «нет кагора, а только водочка, то красная окрошечка заменит его».

Кстати, очень скоро рецепт поминальной окрошки разлетелся по свету, и едят ее уже без всякого сакрального смысла, как обычное блюдо. Даже сейчас, при отличном выборе продуктов, во многих областях России готовят окрошку с кильками в томатном соусе, рожденную в Воронеже. По чести сказать, вкус у этой окрошки весьма специфичный, как говорится, «на любителя».

КСТАТИ

Воронеж также считается родиной 250 народных сказок, родиной воздушно-десантных войск, родиной «катюши».