Газета,
которая объединяет

Резина из «не резиновой»

Столичные актеры привезли спектакль о потерянной жизни
Рубрика: от
Автор:

В Воронежском театре оперы и балета дали спектакль по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина «Торговцы резиной». Татьяна Васильева сыграла в нем Белу Берло, Иван Агапов – Шмуэля Спроля, а Ефим Шифрин – Йоханана Цингербая. Данная антреприза, а точнее, как ее позиционируют создатели, «одноразовое счастье в 2-х актах», колесит по городам и весям вот уже полтора года и получает весьма противоречивые отзывы.

Речь в спектакле идет о том, как герои пытаются устроить свое счастье, выгодно при этом распорядившись собственными накоплениями. Двигатель интриги – презерватив. В аптеке, хозяйку которой играет Татьяна Васильева, встречаются двое (Ефим Шифрин и Иван Агапов). Один накопил большую сумму, другой имеет партию неизрасходованных резиновых изделий. Спихивая друг продукцию «высшего австралийского качества», все трое не церемонятся в выражениях и предельно откровенны: они немолоды и им нечего терять, кроме одиночества. «Эта пьеса о том, умеем ли мы влюбляться и любить, принимать и отдавать», – говорит Татьяна Васильева.

Израильский драматург Ханох Левин еще при жизни был признан классиком. Известный своими социальными пьесами, он всегда откровенно писал о том, о чем обычно не смеют говорить вслух. Его называют израильским Хармсом, политическим сатириком-скандалистом. Жанр его произведений эклектичен и включает в себя и комедию, и трагифарс, и пародию, и черный юмор. А пьеса «Торговцы резиной» считается одним из лучших произведений Ханоха Левина.

Однако многие воронежцы почему-то покидали зал, так и не дождавшись окончания спектакля. Мы решили поинтересоваться их мнением об увиденном.

«Несмотря на великолепный актерский состав, спектакль смотрелся пресно и скучно. Я разочарован и в сюжете, и в режиссерской трактовке. Получился спектакль ни о чем, абсолютно бессмысленный! Не понятно, что хотел сказать режиссер, что хотел сказать автор», – высказался на выходе один из зрителей. Представители старшего поколения возмущались обилием шуток «ниже пояса».

Впрочем, были и те, кто честно досмотрел предложенное зрелище и остался доволен. «Мне кажется, что спектакль очень глубокий, многогранный, – поведала нам девушка по имени Ирина. – Да, декораций мало. Но мне кажется, что они бы только мешали. Воображение должно работать. Думаю, что людям творческих профессий спектакль не может не понравиться…» Что думают о постановке исполнители главных ролей, мы спросили у них после спектакля.

Татьяна Васильева: «Силы черпаю в работе»

– Татьяна Григорьевна, когда вам предложили сыграть в «Торговцах резиной», вас не смутило то, что речь идет о презервативах?

– Ничуть. Более того, пьеса мне сразу понравилась! Ее можно было назвать «Торговцы розами», «Торговцы овцами» и так далее. То, что герои торгуют презервативами, придает еще больший абсурд ситуации, в которую они себя загоняют. Речь идет о людях, которые не могут полюбить, не могут ничего испытать... Прежде чем что-то отдать другому, они думают: «А какую выгоду мне это принесет?»

– С вами подобные ситуации в жизни происходили?

– Со мной – нет, потому что я такой человек, который, напротив, любит отдавать, дарить. И это, поверьте, гораздо радостнее, чем брать и получать. Герои пьесы Левина уходят из жизни, так и не испытав этого счастья. Я считаю, что это мощная тема и в спектакле есть что играть.

– Не так давно вы судились с компанией МТС по поводу того, что они несанкционированно использовали ваш образ из фильма «Тариф Новогодний» в качестве рекламы. Суды сильно попортили вам нервы?

– Нет, я уже давно забыла об этом.

– А вы принципиально в рекламе не снимаетесь?

– Смотря какая реклама, какие условия. Если реклама меня никак не компрометирует, то почему бы в ней не сняться?

– Татьяна Григорьевна, вы очень много задействованы в театральных постановках. А в кино сейчас снимаетесь?

– Да, я сейчас задействована в сериалах «Закрытая школа» и «Земский доктор». Скоро начнутся съемки 16-серийной картины «Дело чести» для Первого канала, там я тоже снимаюсь.

– Вы отлично выглядите. Поделитесь секретом, как с возрастом оставаться в форме?

– Ничего нового не открою – все силы я черпаю в работе. Я вообще не отдыхаю – просто не умею и не знаю, как это делать. А на каждом спектакле у меня происходит взаимный энергообмен со зрителями, после чего я чувствую себя не уставшей, а отдохнувшей!

Ефим Шифрин: «Появляюсь тогда, когда нужно!»

– Ефим, а что вы можете сказать о пьесе, которую сыграли на воронежской сцене?

– Пьеса на самом деле с ключиком, с загадкой. Левин выбрал такой эпатажный, скабрезный повод для разговора. Каждый, кто сталкивается с драматургией Ханоха Левина, понимает, что коллизии, сюжет вовсе не определяют значимость и высоту разговора. Это разговор о потерянной жизни. И он нарочно выбирает такой дикий, эпатажный повод, чтобы заострить внимание на том, что мы все время бегаем за исчезающей целью. И цель почему-то намечаем в будущем – на когда-то, на потом. Пьеса позиционируется как комедия, но на самом деле что ж там смешного? Мне нравится, что режиссер не пошел по пути других постановщиков «Торговцев резиной» и почти убрал этот бурлескный настрой, эстрадный такой налет. Особенно приятно, что переводчик этой пьесы, который перевидал много постановок «Торговцев резиной», наш вариант считает лучшим.

– Излишняя откровенность в пьесе не смутила?

– А разве может смутить истинно талантливая драматургия? В тексте Левина нет пошлости, а есть карнавальность фабулы, нарочитое упрощение языка, снижение пафоса...

– Вы давно не были в Воронеже. Какие у вас ассоциации с нашим городом?

– Приехав сегодня, я сразу отметил, что Воронеж изменился в лучшую сторону. Если бы все города к юбилею так обновлялись, было бы хорошо. Хотя мне кажется, можно улучшать свой город и просто так, безо всяких праздников. Поводов стать лучше – много.

Впрочем, есть вещи, которые меня смущают. Вот, к примеру, меня смутило обилие иноязычных вывесок в Воронеже. Куда не ткнешься – везде «Монте-Карло», гуччи-шнуччи…Такое впечатление, что город скоро разучится говорить по-русски. Когда я проехал мимо салона отделочных материалов под названием «Genezis», мое терпение лопнуло. Я понял: «Все, приехали!» Я даже в своем Твиттере об этом написал! Знаете, в Нью-Йорке, в центре Манхэттена, стоит русский ресторан, но на нем почему-то не написано «Самовар»... Я весь мир объездил, и нигде нет такого засилия иностранных слов. Мне кажется, у нас, русских, это какой-то комплекс. Назовут поцветастее и думают, что народ валом повалит…

– Вы сказали, что написали о Воронеже в Твиттер. Часто заходите в социальные сети?

– Я пишу в Твиттер, в Живой Журнал. Везде мой ник – «Котельник», так как я живу на Котельнической набережной. Пишу каждый день. Блог я веду уже года три, и количество подписчиков постоянно растет. Вы спросите, зачем мне это? Просто хочется, чтобы те, кто меня любит, могли понять, какой я настоящий. За кромкой сцены все равно остается какая-то невысказанная часть тебя, да и многие роли не позволяют самовыразиться… В интервью тоже обо всем не расскажешь – как правило, журналисты спрашивают лишь о том, что интересно им. Поэтому для самовыражения остается вот такая самодеятельная журналистика или писательство.

– В прошлом году вышла уже третья ваша книга – «Течет река Лета»…

– Эта книга создана из моих дневников и постов в ЖЖ. На мой взгляд, редакторы очень хорошо их скомпоновали – получились довольно живые мемуары. А предыдущие две книги выходили еще в лихие 90-е. Я тогда, наверное, был самым молодым мемуаристом. Но тогда мне особо нечего было рассказывать, это были скорее подарочные альбомы. А эта книжка похожа на книжку, здесь я дал себе установку – приоткрыться.

– Вас в последнее время не видно на телевидении, вы сознательно ушли с экрана?

– Я же не телевизионный ведущий, чего мне мелькать на экранах? Мне есть чем заняться!

Вот только закончились съемки телевизионного фильма Мирзоева «Контракт» по пьесе Мрожека. Серьезная вещь, серьезная роль… Снялся в передаче ТВЦ «Сто вопросов взрослому», в новогоднем параде звезд… Также продолжаются съемки новогоднего мюзикла в Петербурге.

– Другие, чтобы лишний раз мелькнуть на телеэкране, идут на коньках кататься...

– Ну я же не «другие»! Не хочу никого обижать, значит, они считают, что так нужно. Я это могу сравнить с общепитом. Когда приходишь в столовую, там уже стоит много готовых блюд. Но мне больше нравится, когда приходишь в ресторан, заказываешь блюдо и минут 20 ждешь – потому что его готовят для тебя. Так и здесь. Мне кажется, нужно появляться тогда, когда это нужно, когда тебя ждут. И смею надеяться, у меня это получается!