Газета,
которая объединяет

Снести нельзя реставрировать

В Воронеже Год театра начался с дискуссии вокруг здания Театра оперы и балета

Новость о том, что члены Общественного совета по культуре при профильном департаменте облправительства выступили за снос здания Театра оперы и балета, не на шутку взволновала сетевых активистов. В Интернете они создали петицию за сохранение здания. Общественники напомнили, что здание Театра оперы и балета является визитной карточкой Воронежа, изображается на конфетах, открытках и сувенирах. Под петицией уже подписались несколько тысяч человек.

«НЕПОНЯТКИ»

На самом деле «сносная» идея появилась не в феврале 2019-го. Еще в 2013 году ректор Воронежской академии искусств Эдуард Бояков в докладе «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» писал, что театр себя изжил, труппу надо распустить, а после реконструкции здания подумать, что там может быть.

В 2014 году Алексей Гордеев на архитектурном форуме «Зодчество VRN» предположил, что «проще снести и построить заново». На том же зодческом форуме, но в 2016-м, руководитель управления архитектуры области Марина Ракова подчеркнула, что историческое здание театра нельзя сносить, но «нужно менять все внутренние помещения». На форуме «Зодчество VRN» было представлено несколько первичных проектов – с сохранением исторического здания и возведением рядом нового корпуса для репетиций труппы и прочих надобностей.

А летом 2018-го губернатор Александр Гусев озвучил два варианта – реконструкция старого здания и строительство нового на Петровской набережной.

ДО ОСНОВАНЬЯ, А ЗАТЕМ?

Меж тем на сегодняшний день в Воронеже построено новое здание Камерного театра. Восстановлен из руин Зеленый театр в Центральном парке. Полностью обновилось историческое здание Театра драмы имени Кольцова, и этот воплощенный проект «Зимнего театра» считается уникальным в России. У воронежских застройщиков есть удачный опыт работы в этой теме.

Поэтому новость и вызвала такую бурную реакцию в соцсетях. «Под угрозой один из символов города, переживший Великую Отечественную войну». «Хотят сносить то, чем любой город мог бы гордиться». «Деды восстанавливали из руин историческую часть города. А теперь?»

Фразы типа «с максимально возможным совпадением характеристик фасадной части» активных воронежцев не успокоили. Поскольку рядом со зданием театра – наглядный пример полного сноса здания на пл.Ленина, дом 6, несмотря на первоначальные заверения о сохранении исторического фасада. И что здесь теперь появится, сколько этажей и с каким «а-ля классика» подражанием – интрига будущего.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

Судьба у здания театра непростая.

В начале 1930-х в Воронеже был создан театр музыкальной комедии, но у труппы не было своего помещения. В 1939 году решили возвести здание театра по проекту архитектора Бориса Ефимовича. Появились стены, меж­этажные перекрытия, балконы, портал стены, сценические коробки. Остальному помешала война. И опять у труппы не было своего помещения, выступали в нынешнем здании филармонии. В 1958 году театр дал успешный отчетный концерт в Москве. Председатель Союза композиторов Тихон Хренников лично ратовал за то, чтобы в Воронеже появился полноценный музыкальный театр. Здание, вернее то, что от него осталось после войны, решили реконструировать. Доработка выполнялась силами «Облпроекта». Для работы над театром была сформирована группа с главным архитектором И.А. Ильевским во главе. Новое здание открылось в 1961 году.

КОНКУРИРУЯ СО СТОЛИЦЕЙ

На убранство театра по-советски не поскупились. Кресла были сделаны из белого ореха на Ленинградской мебельной фабрике. Именно эта порода дерева способствует хорошей акустике. В театре – уникальные люстры из чешского стекла.

Центральная весит 900 кг. Московские метростроевцы построили две парадные мраморные лестницы. Мрамором украшен и вестибюль на первом этаже.

Участники проекта вспоминали, что проектирование и строительство велось одновременно, спешили все закончить к приезду Хрущева, который хотел провести в новом здании совещание по сельскому хозяйству. Отказались от росписи потолка и части лепных деталей, чтобы не было так не любимых Никитой Сергеевичем «архитектурных излишеств».

Первым акустику в театре (считается специалистами одной из лучших в России) проверял Хрущев. Он говорил без микрофона.

«Новый музыкальный театр по своему объему и содержанию не уступает современным столичным театрам», – писал архитектор Николай Троицкий.

СОВЕТСКОЕ КАК ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

Историк Павел Попов в блоге написал, что Воронеж признан столичными культурологами одним из лучших городов России, в котором талантливые зодчие создали прекрасные ансамбли в стиле советского неоклассицизма. Поэтому Воронежский театр оперы и балета следует включить в список вновь выявленных объектов культурного наследия. А потом уже решать его судьбу. Соглашаясь с Павлом Поповым, думаю, что вопрос надо ставить шире – не только здание оперы, но и единый архитектурный гармоничный ансамбль главной площади, как это было задумано при восстановлении Воронежа.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Сносить Театр оперы и балета не планируется. Несмотря на износ здания, оно может стать второй сценической площадкой для оперной и балетной трупп или использоваться как музей. Для театра планируется построить новое здание, рассказал губернатор Воронежской области Александр Гусев ТАСС в прошлую пятницу.

– Мы давно поставили задачу перед правительством области сделать Воронежский театр оперы и балета современным, но это не значит, что его кто-то собирается ломать. Строительство нового театра стоит 3,5 млрд руб., и реконструкция стоит примерно столько же – 3,1 млрд руб., но она в любом случае не будет отвечать современным требованиям. Конечно, было бы правильно построить новое здание, а старое использовать как музей или как вторую сцену. Мы еще будем обсуждать все варианты, – рассказал Гусев. Он уточнил, что здание театра ни разу капитально не ремонтировали за 60 лет.

СПРАВКА

1 сентября 1931 года в летнем театре Первомайского сада опереттой «Роз-Мари» открыл первый сезон Воронежский театр музыкальной комедии. В ноябре 1960 года он был реорганизован в Воронежский музыкальный театр, с 1968-го – в Театр оперы и балета.