Газета,
которая объединяет

Стены древнего кремля

Где сокрыты сердца российских городов-воинов
Рубрика: Социум№10 (2278) от
Автор: Наталия Осадчая

В детстве я воспринимала слово «кремль» как название Московского Кремля. Другого кремля в сознании советского ребенка и поселиться не могло. Московский Кремль был сердцем великой страны, его святыней, лицом страны на марках, открытках и в кинохронике. Я повзрослела и вдруг обнаружила, что во многих городах России есть свой кремль.

СИМВОЛ ЕДИНЕНИЯ

По пути на Урал проезжала я несколько лет назад поездом через Казань. Мужчина славянской внешности, готовясь выйти в столице Татарстана, спросил: «А вы были у нас? Нет? Тогда обязательно посмотрите в окно, какую у нас красивую мечеть на территории кремля построили!» (Мечеть Кул-Шариф была построена в 2005 году – прим. авт.).

Мечеть действительно была прекрасно видна из окна поезда, а в темноте ее огни фантастически переливались в темном небе Татарстана. Мусульманская мечеть бок о бок с православными храмами? Такое представить было трудно, и я поняла, что просто обязана увидеть это удивительное явление российской культуры как образец гармоничного сосуществования двух разбегающихся в противо­положные стороны религий.

Спустя некоторое время мне действительно посчастливилось побывать в Казани – всего один день. Но свой маршрут я определила однозначно – кремль. Он расположен на возвышенности на левом берегу реки Казанки и, кажется, виден отовсюду.

Белокаменные кремлевские стены, построенные псковскими мастерами в 1556–1562 годах, – настоящая машина времени, устремленная в далекие времена Ивана Грозного и Бориса Годунова.

Самое неожиданное и приятное для туриста – свободный и бесплатный вход на территорию кремля, который, кстати, считается еще и резиденцией президента республики.

Но наша цель – самая современная кремлевская постройка, мечеть.

Когда Иван Грозный захватил Казань, то велел полностью уничтожить ханскую резиденцию, а на ее месте возвести православные храмы. От той, ханской Казани здесь практически ничего не осталось. Кул-Шариф – своеобразный памятник павшему государству и его защитникам, символ толерантности и единения двух соседствующих народов – татар и русских.

Мечетью восхищаются, мечеть критикуют: дескать, построена она не по исламским канонам. Судить о таких тонкостях не могу. Сама в мечеть не заходила, но видела группы молодых людей, доброжелательных и улыбающихся, спешащих на молитву. Мечеть Кул-Шариф изящна, грандиозна, прекрасно смотрится рядом с православными храмами, и мои чувства как христиа­нина не задевает нисколько.

РЯЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ И ГОСТИНИЦА ЧЕРНИ

Про Рязанский кремль можно вполне достоверно сказать: «Там русский дух, там Русью пахнет». Рязанский кремль считается одним из самых старых в России. Культовый советский фильм «Иван Васильевич меняет профессию» снимали в Ростовском кремле, но, когда я увидела дворец Олега на территории Архиерейского двора, мысленно тут же перенеслась в эпоху, которую хоть и с юмором, но достаточно убедительно сначала описал Михаил Булгаков, а потом показал в фильме Леонид Гайдай – чем не царские палаты белокаменные?

Или Архангельский собор – памятник архитектуры XV–XVII веков – древнейшее со­оружение Рязанского кремля. Представляется, как целых шесть веков тому назад сюда шли люди на воскресную службу, о чем-то говорили, о чем-то хотели попросить Бога. Какими они были? Такими же, как и мы, наверное, просто без гаджетов, Интернета и прочих достижений цивилизации XXI века.

А вот еще одна старинная постройка с удивительным названием, которое уведомляет о том, для кого она предназначалась – Гостиница черни. Что ж, не только «благородным» в те времена требовался ночлег, и простые люди останавливались в гостиницах.

РАЗМАХ РУССКОЙ ДУШИ

В Древней Руси внутри города строился еще один город – кремль. Это была территория, окруженная мощными стенами, за которыми горожане укрывались в случае опасности.

По этой причине даже красивейший Ростовский кремль не все историки признают кремлем – ведь он изначально строился как резиденция митрополита Ростовской епархии, а не для укрытия горожан. Но посмотреть его для своей «коллекции» кремлей нужно обязательно, хотя бы для того, чтобы прочувствовать величие и размах русской души.

Дышит древностью Псковский кремль, а вот в Нижегородском почему-то угадываются рыцарские средневековые мотивы. Каждый видит в кремлях что-то свое.