Газета,
которая объединяет

Между прошлым и будущим

Почему и как растет стоимость товаров первой необходимости
Рубрика: Социум№5 (2273) от

Год начался как-то нехорошо – в смысле цен на продукты: многие аналитики и эксперты сразу после новогодних каникул стали пророчить скорый рост цен, вызывая у воронежских пользователей соцсетей бурные эмоции.

А ведь всего полгода назад было так приятно читать благую весть от Ассоциации «рыбных» предприятий о снижении цен на красную рыбу благодаря рекордной за последние девять лет лососевой путине на Дальнем Востоке. Красная рыба в последние годы в России только дорожала, но благодаря рекордному улову должна была упасть в цене. Если, конечно, рост транспортных тарифов не съест все излишки красной рыбы и ее потомства – красной же икры, столь востребованной к новогоднему столу.

После такого сообщения было приятно думать, что Новый год уже и не так далеко.

А в декабре Воронеж и в самом деле просто завалило красной икрой – как хорошей, так и не очень, и вал этот не был разъяснен.

ШО, ОПЯТЬ?!

И вот Новый год остался позади, и Росстат сообщил, что в 2018-м сильнее всего подорожали яйца и сахар, а в целом потребительские цены в России за год выросли выше прогноза ЦБ (4,2%): рост составил 4,3%.

Ничего тревожного, стало быть, нет – подумаешь, одна десятая процента!

По мнению Росстата, в 2018-м продукты подорожали на 4,7%. Хотя в продуктовой семье не без урода: сахар за год прибавил в цене 28,3%, куриные яйца – 25,9%, мясо и птица – 9,7%, фрукты и овощи – 4,9%. А крупы за год подорожали всего на 1,2%.

Ну и декабрь, конечно, подгадил статистикам: огурцы за месяц взлетели в цене аж на 37,2%, помидоры – на 22,5%, капуста – на 20%, яйца – на 15,4%. Еще и билеты на поезда дальнего следования подорожали на 11,6%; табачные изделия за год – на 10,1%, бензин – на 9,4%, лекарства – на 4,6%. Вследствие такого их поведения валидол подорожал за декабрь на 15,2%.

После Росстата на трибуну вышел «Руспродсоюз» (Ассоциация производителей и поставщиков продовольствия) и заявил, что заднего хода на допраздничный уровень у цен на многие продукты нет – только вперед! И напророчил, что в ближайший квартал они могут вырасти на 8%. Причина столь же объективна и от нас независима, как погода – повышение ставки НДС, рост ключевой ставки ЦБ и цен на бензин.

Потому что, например, повышение НДС с 18 до 20% на самом деле означает не +2%: берут его не с конечной цены, а на всех этапах производства, из-за чего себестоимость многих продуктов вырастет на 4-12%.

Вот интересно: если пророчество «Руспродсоюза» сбудется, признает ли Росстат квартальную инфляцию в 8%?

ОВЕС НЫНЧЕ ДОРОГ

В мае 2018-го на Центральный рынок Воронежа нанес дружеский визит Жозе Грациану да Силва, гендиректор продовольственной организации ООН. Жозе похвалил чистоту и безопасность на рынке, а вот цены на привозные фрукты его сильно удивили: выше мировых! Грациану даже посоветовал боссам рынка очевидное: продвигать местные продукты.

Итальянец наверняка удивился бы сильнее, если б знал, что в России минимальная зарплата – $167, а, скажем, в Габоне – $270, Марокко – $310, Ливии – $325, Ливане – $450, и даже в государстве Вануату в Океании (это там, где аборигены съели Кука) – $323. А уж в Италии, где цены на рынках ниже воронежских, МРОТ – 700-800 евро, причем даже несчастные мигранты получают в среднем тысячу евро в месяц.

С тех пор те цены канули в прошлое. А мы зато можем гордиться российской экономикой, пять «капитанов» которой из списка «Форбс» умножили свои состояния в новом веке с $8,7 млрд до $88 млрд – более чем в десять раз!

Ну да вернемся в осень 2018-го. В октябре Росстат назвал самые быстро дорожающие продукты в стране, напомнив знаменитое «Щи да каша – пища наша»: за 10 месяцев цены на пшено в России выросли на 41%, так что пшенная каша теперь – пища не наша. Наша теперь, по совету крупных чиновников – «макарошки». А как у Росстата получилось, что за год крупы подорожали всего на 1,2%, если за 10 месяцев 2018-го пшено улетело на 41%, осталось профессиональным секретом статистики.

Институт конъюнктуры аграрного рынка пояснил, что в последние два года был низкий валовый сбор проса и овса, цены на них резко выросли, а пшено подтянулось за собратьями.

И сильно сахарить кашу не стоит: осенью оптовые цены на сахар в России резко выросли (при стабильных мировых), и воронежская «кондитерка» забеспокоилась: карамель и леденцы могут стать не по карману пенсионерам и детишкам. Официальное объяснение этому росту – традиционное: низкий урожай сахарной свеклы. Хотя на РБК эксперты предположили, что дефицит сахара мог быть создан искусственно.

Сахар входит в перечень 24 социально значимых продуктов (хлеб, яйца, молоко, морковь, яблоки, несколько видов мяса и рыбы и т.д.). И хлеб не остался в стороне: наверху заговорили о неизбежном росте цен на хлеб на 8-12%: бензин, «Платон», то-се.

ТАК ПОЕДИМ?

В декабре «РИА Рейтинг» сообщило, что доля трат на еду в бюджете россиян – 31,2%, а на культуру – менее 7%. В соцсетях по этому поводу воронежцы вспоминали постулат Маркса, что главный критерий благосостояния общества – именно доля расходов граждан на досуг и культуру. А в рейтинге 40 стран Европы по этому показателю Россия заняла 31-е место. Аутсайдер – Украина: они отстегивают на еду 50,9% всех расходов.

На первом месте – Люксембург: там на еду тратят лишь 8,7% бюджета; в Великобритании – 10%, Нидерландах – 10,6%. Остальные средства жители этих стран тратят на развлечения, путешествия, кафе-бары-рестораны, отели и т.п.

А в январе Воронежстат обсчитал декабрь 2018-го, и оказалось, что стоимость продуктов с декабря 2017-го выросла всего на 6,4%. Правда, цены на капусту, помидоры и огурцы взлетели в 1,3-1,5 раза. Мясо птицы, молоко, сыр, пшено, яйца, картофель и овощи – на 3,9-20,7%. Зато упали цены на рыбные консервы в томатном соусе, рыбу, соки, газированные напитки, красную икру – на 1,2-6,2%.

Минимальный набор продуктов к декабрю 2018-го подорожал за год на 11,1%.

Ах да – и валидол вырос в 1,9 раза.

Ну, и ждем теперь, сбудется ли прогноз «Руспродсоюза» насчет 8%.

КСТАТИ

О красной рыбе и ее детях: Роспотребнадзор объявил, что за новогодние праздники изъял в России 125,6 тонны красной икры, выписал 1,7 млн руб. штрафов и направил «в органы» восемь дел; к 10 января в каждом пятом из 2500 торговых объектов икру продавали с грубыми нарушениями. Кроме того, инспекторы обнаружили 955 левых точек торговли икрой.

В соцсетях выразили уверенность, что только в одном Воронеже таких мест было гораздо больше.